«Встречи с юными талантами» — «Восторгом красоты наполнена душа» 9 июля 2024

«Встречи с юными талантами» — «Восторгом красоты наполнена душа»

Музыка, пожалуй, как никакое другое искусство, может влиять на наше настроение и даже создавать его. Музыковеды и критики единогласно утверждают, что именно классическая музыка способна менять сознание человека, стимулировать развитие его интеллекта и повышать общий культурный уровень.

В современном обществе требования к человеку постоянно растут (нам не остаётся ничего другого, как соответствовать), и как это не парадоксально, та самая вечная классика помогает не отстать от жизни! «Если человек слушает симфонии, он и гайки по-другому заворачивает!»- так образно и ёмко об этом явлении говорит Дина Кирнарская, музыкальный психолог и музыковед, основатель и научный руководитель факультета современной музыкальной индустрии РАМ им. Гнесиных.

Отношения с классической музыкой у каждого из нас выстраиваются по-своему. Моей собеседнице, юной пианистке Александре Павловой, повезло родиться в семье, где классическая музыка звучала и звучит постоянно, став не просто неотъемлемым фоном жизни, но и источником вдохновения. Среди представителей старшего поколения семьи Павловых есть профессиональные музыканты. Так, дедушка Саши- Сергей Алексеевич- преподаёт в ДШИ № 10 г. Москвы и при этом активно гастролирует в качестве концертмейстера хорового коллектива под руководством Оксаны Игоревны Ивочкиной.

 

«В каждой музыке – Бах, в каждом из нас – Бог»

Бабушка Галина Юрьевна, благодаря которой и состоялась наша встреча с Сашей, тоже музыкант, причём с невероятно широким диапазоном интересов в музыкальной сфере: это и инструментальное исполнительство, и вокал, и музыкальная педагогика.

— Моя мама в своё время сказала, что в нашей семье все дети должны учиться в музыкальной школе, поскольку прекрасно понимала, насколько благотворно это сказывается на развитии ребёнка. Вопрос о том, чтобы мой сын Евгений поступал в музыкальную школу, даже не обсуждался. Мотивация была самая простая: я не могу жить с человеком, с которым не о чем будет разговаривать. Есть исследования, которые доказывают, что регулярное прослушивание ребёнком классической музыки позволяет ему в одинаковой мере успешно овладевать как точными, так и гуманитарными науками, то есть гармонизирует работу обоих полушарий мозга. Позже я на примере сына видела верность такого подхода. Например, в университете с первого раза успешно сдать экзамен по методам математической физики смогли только те из студентов, кто имел за плечами музыкальную школу. В нужный момент у этих ребят включается особая аналитическая программа, она то и помогает успешно справиться со сложной задачей.

—  И всё же папа Саша- Евгений Сергеевич— не пошёл по стопам родителей?

Г.Ю.- Он занимался музыкой в школе, а когда пришло время определяться с профессией, остановил свой выбор на специальности физика-микроэлектронщика. Сейчас он работает в  институте радиофизики, но это не мешает ему дома постоянно музицировать и, конечно, слушать много классической музыки. Сын и для меня «открыл» творчество некоторых композиторов. Не однократно доводилось слышать от него, что музыка, а особенно музыка великого Баха, даёт ему импульс для быстрого и легкого решения исследовательских задач, определяющих суть деятельности учёного.

— Поэт Иосиф Бродский писал: «В каждой музыке – Бах, в каждом из нас – Бог». Похоже, что творения этого гения для вашей семьи продолжают оставаться той скалой, о которую разбиваются все волны «житейского моря» и которые позволяют смотреть на мир иначе?

Г.Ю -Возможно. Когда Сашу принесли из роддома, её «встречал» Бах! И росла она под его итальянские концерты. И вообще, мне кажется, что музыка – это объединяющее и созидающее начало нашей семьи. Родители Саши познакомились и сблизились благодаря музыке. Евгений и Вера учились в одном вузе, но на разных факультетах. Было всего несколько общих предметов, которые проводились в аудитории, где стояло фортепиано. Мой сын был единственным человеком, которые в перерывах вдохновенно и ко всеобщему удовольствию исполнял регтайм Скотта Джоплина. Это не могло не тронуть сердце девушки!

— Понятно, что внучке была прямая дорога в музыкальную школу. А с инструментом определились сразу?

Г.Ю –Маме Саши, Вере Алексеевне, очень нравилась скрипка, да и трёхмесячная Саша реагировала на её звучание «подпеванием». Тогда пришлось высказать своё мнение: известно, что занятия скрипкой требуют абсолютного слуха, на тот момент мы ещё не были уверены в его наличии. Решили, что фортепиано даст больше возможностей для развития, тем более что выбор произведений для исполнения практически безграничен, ведь для этого инструмента писали почти все музыкальные гении, а многие из них были ещё и блестящими пианистами. К тому дома уже был инструмент, который приобретался для сына.

— Наверняка, Саша и раньше проявляла интерес к нему? Ведь, если дома есть фортепиано, то рано или поздно рука малыша потянется к клавишам.

Г.Ю.- Да! Поскольку на инструменте никто пока не занимался, мы его не настраивали и время от времени позволяли Саше «поиграть». Вспоминается случай, когда родители из другой комнаты слушали «экзерсисы» дочки и умилялись её настойчивости. Каково же было их удивление, когда обнаружилось, что Саша не просто нажимала на клавиши, а старательно их разрисовывала .. маркерами! Потом уже нам, взрослым,  пришлось проявить чудеса смекалки и терпения в удалении последствий «художественного эксперимента».

-В этой детской шалости можно увидеть и некоторый намёк. Есть ли  у Саши интерес к живописи?

Г.Ю.— Кстати, да. Она два года занималась в студии при Радищевском музее. Её работы занимали призовые места в конкурсах, проводимых в гимназии, где она учится.

«Его музыка даёт мне силы»

Саша Павлова сначала стала ученицей музыкальной школы, а потом уже пошла в общеобразовательную.

-Саша, изменилось ли твоё отношение к музыке, когда от слушания ты перешла к исполнительству?

С.— Думаю, да. Я смогла оценить её масштаб и осознать величественность, а ещё понять, какое огромное место она занимает в моей жизни. Для меня Бах — композитор №1. Его музыка даёт мне силы справляться со стрессом, заряжает энергией. Нравится играть и Рахманинова, его сочинения наполнены философским смыслом, разгадывать который у меня иногда получается. Мне близко его мировосприятие. Среди выдающихся пианистов мои ориентиры –это Гленн Гульд, Эмиль Гилельс и Святослав Рихтер.

  — У тебя есть музыкальный рецепт улучшить плохое настроение?

С.— Да! Нужно играть этюды и гаммы!

 -Тебе посчастливилось родиться в музыкальной семье и расти в окружении людей, влюблённых в искусство. Галина Юрьевна для тебя и бабушка, и главный наставник?

С.— Да, она всегда рядом. Бабушка помогала мне осваивать сольфеджио, ведь я тогда не умела писать, и ей приходилось придумывать способы выполнить задание. Её помощь и поддержку нельзя переоценить.

— Выступление на сцене для тебя по-прежнему волнительно? На сегодняшний день, какое из достижений считаешь самым значимым?

С.— Если зал знакомый, то волнения практически не бывает, но вот если новый, то переживаю. Очень люблю участвовать в конкурсах, всегда предвкушаю атмосферу и настроение зрительного зала. Из достижений могу выделить выступление на сцене камерного зала Московской консерватории от Фонда В. Спивакова и выход во второй тур конкурса-фестиваля имени К.Н. Игумнова в Липецке.

— Чем, помимо музыки, ты увлекаешься?

С.— Люблю читать, особенно книги по истории. Например, с удовольствием читаю сочинения Эдварда Радзинского и «Историю России для детей».

«Она чувствует музыку на интуитивном уровне»

Рассказ о начинающем музыканте будет неполным,  если не дать слова педагогу, проводнику в мир высокого искусства и достижений. «Ольга Михайловна Донник- это именно тот педагог, который нужен Саше! Она не просто учит её, она поддерживает во всём!»- говорит Галина Юрьевна.

Ольга Михайловна (в прошлом ученица Татьяны Иосифовны Кан и Льва Исаевича Шугома) занимается с Сашей два года.

О. М.— Мы познакомились в музее-усадьбе Сергея Васильевича Рахманинова «Ивановка», где проходил концерт лауреатов конкурса «Музыкальный подснежник». Мне очень понравилось выступление Саши, я поздравила её с успехом. Поскольку я преподаю более 15 лет, с радостью согласилась работать с талантливой и целеустремлённой девочкой.

— В чём, по Вашему мнению, особенность дарования Саши Павловой?

О. М.—  Саша, если можно так выразиться,  человек-классик, ей  нужно классическое образование в самом широком смысле- такова  потребность её натуры.  Саша интересуется искусством в целом:  вокальным,  изобразительным, архитектурой.  Во время поездок на конкурсы мы, помимо основной программы, обязательно идём в художественный музей. Сашу отличает особенная музыкальность, она чувствует музыку на интуитивном уровне. Сейчас она играет программу сложнее, чем её сверстники. Очень надеюсь, что в будущем она станет большим музыкантом, для этого у неё есть всё: способности, трудолюбие и поддержка семьи.