
Лучшая в профессии — преподаватель по классу скрипки и ансамбля ДШИ №1 г.Энгельса, заслуженный работник культуры РФ Марина Юрьевна Гагарина
За каждым новым именем одаренного ребенка и каждой новой его победой стоит огромный труд талантливых педагогов, которые шаг за шагом превращают неопытных учеников в настоящих профессионалов. В рубрике «Лучший в профессии» вас ждёт встреча именно с таким человеком — преподавателем по классу скрипки и ансамбля Детской школы искусств №1 города Энгельс, заслуженным работником культуры РФ — Мариной Юрьевной Гагариной. Её жизнь неразрывно связана со школой искусств, в стенах которой встречу провела наш корреспондент Ольга Кильченко. Удивительно, но факт: Марина Юрьевна работает здесь четыре(!) десятилетия, а впервые переступила порог в 4(!) года, когда приходила в школу на концерты старшей сестры. Уже тогда она мечтала учиться играть на фортепиано. Когда семилетнюю Марину привели в музыкальную школу, оказалось, что у пианистов набор завершён, зато открылось новое отделение по классу скрипки. Это событие во многом и определило судьбу волжанки, причём, по её мнению, очень счастливую.
Знакомство с «царицей»
— В скрипку я влюбилась с первого взгляда, — вспоминает Марина Юрьевна. — Во-первых, в классе был очень красивый стенд, посвящённый выдающимся музыкантам Давиду Ойстраху и Леониду Когану. Думаю, немалое впечатление произвело именно это внешнее воздействие. Я увидела красивых людей с инструментами, а ещё плакат, на котором скрипка была увенчана короной! Недаром же её называют царицей! Мой будущий педагог сыграла для меня небольшой фрагмент и пообещала, что и фортепиано от меня никуда не денется, ведь со 2-го класса все скрипачи проходят этот инструмент. Действительно, я потом им очень быстро овладела, и по сей день ни разу не пожалела, что остановила выбор на скрипке.
Зачем скрипачу троллейбус?
— Скрипка- потому и «царица», что покоряется не сразу и не каждому?
— Верно! Есть только один путь — через любовь! Когда ко мне приводят малышей, мы никогда не начинаем с рутины: постановки рук, изучения нот и прочего. Мы играем в скрипку! Я сочиняю сказки и прибаутки, стараюсь сделать всё, чтобы дети заинтересовались и сами начали задавать вопросы, а потом и просить научить извлекать красивые звуки. И вот тогда я сообщаю, что для этого нужно потрудиться: поставить ручки так, а ножки так и даже … проехать в троллейбусе! Да, да! Проехать на задней площадке троллейбуса, не держась за поручни, и устоять на ногах. Секрет в том, что, если ты неправильно встанешь, тело перекосится и звук просто не пойдёт. Тогда и скрипка будет не петь, а скрипеть- потому она так и называется. И только когда ученик справляется с этим, на первый взгляд, нехитрым заданием на баланс, ему в руки можно давать инструмент.
— Такие рекомендации даёт классическая методика?
-Конечно, нет. Это мои личные наработки. О том, что другие педагоги тоже так поступают, я узнала гораздо позже, уже во время учёбы на столичных курсах. Кстати, в Москве преподаватель задачу усложняет: нужно устоять во время поездки в вагоне метро. Если не удержишь баланс, не приходи на урок, -говорят. Представляете, какие усилия мы прилагаем, чтобы правильно держать инструмент и извлекать яркие звуки!
Музыкант и спортсмен. Что общего?
— На что ещё обращаете особое внимание?
— На свободу мышц. Нам, скрипачам, приходится очень трудно, по сравнению, например, с пианистами, ведь мы стоим и держим инструмент на одном плече- тут без контроля тела никак. Ещё я сравниваю скрипачей со спортсменами, потому что мы тоже должны ежедневно заниматься, ведь мышцы имеют память. Я говорю ученикам, что навыки мы, словно складываем в копилку, но результат становится очевиден не сразу, а лишь спустя три дня. А вот если ты пропускаешь один день занятий, то копилочка твоя пустеет.
Уроки Яши Хейфеца
— Постоянные упражнения. И, неверное, при подготовке к конкурсам в усиленном режиме?
-Работаем много, но перед самим концертом необходима пауза. Я детям привожу пример великого русского и американского скрипача еврейского происхождения Яши Хейфеца. Он в день концерта никогда не приходил на утреннюю репетицию с оркестром, как это принято. Вместо этого он утром появлялся в зале, осматривал его, знакомился с музыкантами и … уходил. Целый день он гулял по городу, впитывал его атмосферу. За 10 минут до начала концерта, когда антрепренёр в сердцах уже готов был объявить об его отмене, маэстро появлялся за кулисами. И в назначенное время выходил на сцену и, конечно, играл как Бог! Он был счастлив делиться со слушателями красотой увиденного, и публика вновь и вновь восхищалась талантом Хейфеца. Поэтому своим ученикам в конкурсный день я советую лишь немного разыграться, как говорится, размять пальцы. По моим наблюдениям, если играть больше получаса, можно утратить свежесть впечатления. Те, кто прислушивается к моему совету, а сегодня таких большинство, демонстрируют хорошие результаты.
«Прислушайтесь к себе!»
— Марина Юрьевна, пришлось ли Вам выбирать между исполнительством и педагогикой?
— Во время учёбы в школе я мечтала быть учителем, но, когда поступила в колледж, а затем в консерваторию, мне захотелось играть в большом симфоническом оркестре. У нас в консерватории был прекрасный студенческий оркестр под руководством знаменитого композитора Виталия Алексеевича Окорокова, чьи произведения мы, конечно, исполняли первыми. Идея работать в оркестре в эстрадном или в симфоническом, очень меня привлекала. Я даже рассылала письма их руководителям. Меня пригласили в Сочинский оркестр, но…на вторую скрипку. После окончания саратовского вуза мне дали направление в аспирантуру, к сожалению, в Саратове аспирантура в то время закрылась и поступать можно было только в Москву. Кстати, подавать документы я поехала вместе с Андреем Виниченко, талантливейшим представителем и продолжателем традиций фортепианной школы Семена Соломоновича Бендицкого. Но он поехал сдавать экзамены, а я — передумала. Решила остаться в родном городе и продолжить работу в музыкальной школе, где на тот момент уже преподавала пятый год.
— Наверняка, многих удивило Ваше решение?
— Думаю, да. Пётр Андреевич Фролов, которой тогда был директором ДШИ, предложил мне самой набрать учеников. Я этой задачей я справилась, обратившись в детский сад «Вишенка». Малыши были готовы обучаться и сначала наши занятия проходили прямо в группе. Только в втором полугодии они пришли в школу. Кстати, помню, что именно тогда, общаясь, играя, делясь с малышами своими знаниями и любовью, я поняла, что готова стать … мамой! Забегая наперёд, скажу, что моя единственная дочь при всей любви к музыке и успешной учёбе по классу фортепиано в школе и в колледже искусств, всё же не пошла по моим стопам. Уверена, что родители не должны детям диктовать выбор профессии, это только их право. Ребёнок сам почувствует, куда его тянет, на какое дело откликается его сердце. Это же я говорю и своим ученикам. Нужно идти дальше в музыку только если не можешь без неё жить. Прислушайтесь к себе! Будьте честны! А музыка вам и так во всём поможет. Уверена, что каждый ребёнок должен учиться музыке, ведь это развивает его всесторонне.
Секреты волшебства
— Получается, что задача педагога- пробудить у маленького человека интерес к музыке, к инструменту, мотивировать много и сосредоточенно трудиться?
— Я делаю всё, чтобы влюбить ребёнка в скрипку! Когда он впервые заходит в наш особенный класс и внимательно изучает его, само собой появляются вопросы. Я с готовностью отвечаю, а потом немного играю. Скрипка и смычок у нас одушевлённые предметы! Сама я уверена, что наш инструмент живой, поскольку сделан из дерева. И вообще я согласна с мнением известного музыкального педагога, доцента Санкт-Петербургской консерватории, заслуженного артиста РФ Александра Алексеевича Шило, утверждающего, что советский инструмент, на котором проиграли более 30 лет, автоматически становится скрипкой Амати! Смычок — это же волшебная палочка, но вот если взять его неправильно, то будет просто палкой. Мы с малышом слушаем, как он нежно, словно платочек, который ложится на воду, прикасается к струне…Ребёнок слышит этот первый звук и его глазки загораются! Что может быть лучше? Это самый счастливый момент! Я считаю, что наша профессия приносит нам огромное количество положительных эмоций. Ни одна другая с ней не сравнится. Это просто счастье!
Как воспитать прекрасную личность
— Несмотря на то, сколько душевных сил и времени Вы отдаёте детям?
— Но они дарят гораздо больше взамен. Сколько мы от них узнаём, сколько происходит неожиданных откровений! Например, не так давно у нас в школе прошёл традиционный новогодний музыкальный спектакль, организованный силами класса. Сюжет придумали сами ученики, костюмы сшили родители. Из-за нехватки времени, было всего три репетиции, но сколько мы получили чудесных, незабываемых эмоций! Мы, взрослые, на это время превратились в детей!
Свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы не просто научить ребёнка играть на скрипке, а воспитать прекрасную личность с глубоким внутренним миром. Мы много внимания уделяем рассказам о жизни великих композиторах, эпохе, в которой они творили. Воспитание всегда в приоритете! Если подойти к учёбе с другой, чисто технической стороны, то легко отвернуть ребёнка от музыки.
— Марина Юрьевна, за столько лет преподавательской деятельности Вы завоевали уважение коллег и учеников. Уже нет необходимости прилагать большие усилия при наборе?
— Сейчас в моём классе учатся ребята из разных уголков Саратова. И хотя определённая конкуренция с Музыкально-эстетическим лицеем существует, немало детей из года в год выбирают нашу школу, что не может не радовать.
Прислушаться к природе
— При работе с малышами какую методику Вы используете? Чей опыт Вам наиболее пригодился?
— Я могу обучать музыке детей с 4 -х лет. Начинается оно с посещения вместе с родителями музыкального салона и лёгкого домашнего задания. Мама в этом возрасте выступает в качестве ассистента, без чьей помощи никак не обойтись. Кстати, знаю, что Москве детей учат с 3-х лет, а в Японии даже с 2-х. Эти занятия идут через звуковые ощущения. Детям включают маршевую музыку, потом вальс- дети познают музыку, танцуя. Я лично многие годы работаю по методике Петра Соломоновича Столярского, советского скрипача-педагога. Он приводил детей в класс, где лежали маленькие инструмент, и предлагал выбрать себе подходящий, потом можно было поменяться. А вот уже через 3-4 репетиции сомнений не оставалось. Сам педагог становился за пульт и начинал дирижировать марш. Происходил такой вот естественный отбор!
— Откуда Вы узнали об этой уникальной методике?
-Мой педагог в консерватории поделился своими записями и рекомендовал книги. Я очень много читала, часто посещала отдел искусств одной из саратовских библиотек. Брала на дом пластинки. И слушала, слушала, слушала! Сегодня, когда идёт подбор программы для работы, я включаю ученику музыку и слежу за его реакцией. Ребёнку должно нравиться то, что он играет и выносит на суд публики.
— А сейчас много музыки слушаете?
— Конечно! Любимый телеканал — «Россия Культура», где постоянно транслируются великолепные концерты. Но, конечно, ничто не сравнится с живым исполнением, поэтому со своими учениками я обязательно ежемесячно бываю на концертах в нашей филармонии. Вот уже и на 2 февраля мы приобрели билеты. Приедет Дмитрий Новиков, внук Елизаветы Давыдовны Штейнфельд, нашего знаменитого педагога. Поход в филармонию — это целое культурное событие. Мы всегда выкупаем целый ряд, а после концерта мы идём все вместе, например, в кафе или просто гуляем по любимому городу. Потом на уроке мы обязательно анализируем услышанное, я учу детей мыслить критично.
Конкурс №1
— Возвращаясь к конкурсу «Новые имена губернии», как Вы расцениваете это начинание?
— Я считаю, что «Новые имена губернии» — это очень сложный и серьёзный конкурс, а потому очень показательный. Помнится, был столичный конкурс с таким же названием. Моя ученица принимала в нём участие и смогла пройти два тура. Инициативу проведения областного конкурса для одарённых детей я горячо поддерживаю и потому мои воспитанники неизменно принимают в нём участие. В первый раз мы выставляли «Народный коллектив» ансамбль скрипачей «Violino» и стали дипломатами. Кубок нам вручал народный артист России Альберт Михайлович Тараканов, что очень почётно. Во втором конкурсе мы принимали участие также ансамблем скрипачей, но вместе с хором мальчиков из МЭЛа (был у нас такой совместный проект). Тогда мы получили грамоту за участие. Третий по счёту главный творческий проект региона принёс нашему инструментальному ансамблю «Спутник» диплом и возможность выступить в гала-концерте вместе с остальными победителями. Согласно условиям конкурса «Новые имена Губернии»-2024, должны быть заявлены солисты. У меня в классе много талантливых детей, которые много занимаются, и достойны представить школу на областном уровне.
— Но Вы свой выбор остановили на Веронике Роговой. Почему?
— Дело в том, что у Вероники совершенно особенный уровень дарования: оригинальное художественное воображение позволяет ей легко импровизировать. Работать с такими детьми – большое учительское счастье! Вероника на всех конкурсах обязательно в числе призёров. Вот и сейчас она стала лауреатом II степени.
— С мнением членов жюри согласны?
— Абсолютно! На подобных конкурсах для победы нужно обязательно рисковать, но мы выбрали другую стратегию. Искушению усложнить программу мы не поддались, всё точно рассчитали. Вероника прекрасно исполнила «Пастораль из сюиты в старинном стиле» А.Шнитке и «Жига» Э.Далль Абако.
«Волнуйтесь обязательно!»
-Как учите детей справляться с волнением?
— Я считаю, что артисту обязательно нужно волноваться перед выступлением! Я даже подхожу к ребятам перед концертом и спрашиваю: «Ты сейчас волнуешься?» И если слышу в ответ: «Нет!» и вижу, что он не сосредоточен, то стараюсь настроить на верный лад. Если волнению не дать выход перед выступлением, то оно накроет в процессе, а вот это уже нежелательно. Больше половины музыкантов не могут приручить своё волнение и это сказывается на качестве исполнения. Известно, что 20% играют лучше, чем на репетиции. У них появляется кураж, что характеризует настоящего прирождённого артиста. Когда такой человек выходит к зрителю, у него проходят все болезни, он забывает все неприятности, появляется огромное желание дарить положительные эмоции публике. Моя цель- воспитать у ребёнка чувство радости от того, что можешь подарить своё искусство людям. Я часто говорю детям и их родителям: «Вы не представляете, как вам повезло, ведь скрипка лечит! Мы играем музыку гениев, а это, что доказано учёными, благотворно влияет на состав крови, нормализует давление, способствует гармонизации работы всего организма. Каждый день праздник!»
В завершение встречи Марина Юрьевна пригласила меня побывать в её особенном классе. Небольшой и очень уютный, он полностью оправдывает эпитет: особенный! Первое, на что обращаешь внимание, это огромное старинное зеркало, которое, занимая целый угол, тем не менее зрительно расширяет пространство комнаты. «Это театральное зеркало нам подарила моя учительница. Представляете, кто-то его просто выкинул, — делится подробностями моя собеседница. — Так бы и пропало, но теперь оно радует нас. У него ещё было навершие в виде короны Российской империи, которое, к сожалению, не сохранилось».
Над совершенно особенным (да, тоже!) фортепиано с функцией клавесина расположилась целая экспозиция самых разных скрипок.
«Все инструменты рабочие, кроме, конечно, часов в виде скрипки. У нас в классе для маленьких учеников есть традиция: когда кто-то из них получает 5+, то получает право сыграть на любом из чудесных инструментов: скрипках, миниатюрной арфе, блокфлейте, варгане, привезённом из Пекина, крохотной скрипке с таким же смычком из самого Зальцбурга!»- рассказывает Марина Юрьевна и тут же демонстрирует возможности чудо-скрипки, исполнив нежный мотив колыбельной.
Расставаясь с Мариной Юрьевной, я поймала себя на мысли, что искренне рада за тех ребят, которым судьба подарила встречу с таким великолепным, увлечённым и знающим педагогом, который навсегда подружит их с «королевой оркестра».