Лучший в профессии: «Искусство- состояние души!»
Казалось бы, все школы искусств похожи друг на друга, и это понятно: одно направление деятельности, утверждённые программы и главное – цель: развитие мотивации личности к познанию и творчеству. И всё же каждая ДШИ – это особый мир, неповторимая атмосфера и самобытная история.
— Наша школа искусств находится в уникальном месте, можно сказать в средоточии религиозной, а значит, и духовной, жизни города- вблизи трёх культовых сооружений, — рассказывает о ДШИ № 10 её директор Ираида Анатольевна Жильцова.— Через дорогу возвышается Собор Покрова Пресвятой Богородицы- в своё время самое масштабное такого рода сооружение в Саратове и своеобразный маяк, который внезапно возникал перед взором горожанина XIX века на фоне однообразной и непримечательной застройки дальней части Глебова оврага. Неподалёку, в бывшей Татарской слободе, где с XVII века селились мусульмане, стоит соборная мечеть. Открыв свои двери на рубеже нашего века, сегодня она стала центром исламской общины Саратова. И наконец, еврейская синагога на улице Гоголя объединяет всех приверженцев иудаизма. Получается, наши воспитанники, спеша на занятия, проходят мимо тех зданий, где регулярно проходят богослужения и звучат самые искренние обращения к Создателю. Думаю, что такая обстановка весьма благоприятно воздействует на неокрепшие умы и сердца наших юных дарований.
-И тот факт, что сама школа располагается в памятнике истории и культуры XIX века постройки знаменитого архитектора Алексея Марковича Салько, тоже имеет значение?
-Конечно! Видимо, само здание было частью комплекса собора, как некогда говорили, Новой Покровской церкви «на горах». Судя по планировке, здесь проживали священнослужители. Алексей Салько- это один из тех зодчих, который за время своей полувековой деятельности , можно сказать, создал архитектурный облик Саратова. Строение на пересечении улиц Горького и Большой Горной, безусловно, его украшение! Учить здесь детей прекрасному, вечному, доброму- большая радость, но и большая ответственность. Хранить память о талантливом человеке, чьё имя навсегда связано с нашим городом, мы стараемся, регулярно проводя конкурсы, посвящённые его личности и творчеству.
— Истоки такого трепетного отношения к наследию, которое Вы прививаете и своим воспитанникам, видимо, берут начало в семье?
-Да! Могу с гордостью утверждать, что я не первая и не последняя, кто в нашей семье избрал педагогическую стезю, в частности в искусстве. Складывается целая династия.
Мой дедушка по материнской линии Александр Николаевич Туманов окончил Саратовскую консерваторию по классу вокала у знаменитой Алевтины Михайловны Пасхаловой. В 30-е годы прошлого века его вместе с супругой Александрой Фёдоровной направили в Вольск. Там дед руководил военным оркестром и занимался с хором в средней школе, а бабушка, врач по образованию, работала в военной части. Дочь Веру, рано проявившую интерес к музыке, они возили на частные уроки к профессору Гинзбургу, сосланному в то время в Вольск из Петрограда. В марте 1933-го Александр Николаевич Туманов организовал первую в городе музыкальную школу, которую и возглавил. На одном из концертов в военной части присутствовал маршал М. Н. Тухачевский. Высоко оценив труд деда, он преподнес тому на память часы. Позднее, в 1937-м во время суда над группой офицеров РККА, обвиненных в подготовке к военному перевороту, этот невинный жест был расценен властями как дружба. На этом основании был сделан вывод о причастности деда к «делу Тухачевского». После ареста семья больше его не видела… Долгие годы его судьба была неизвестна. Лишь в 50-е годы к Александре Фёдоровне пришёл человек, который рассказал о смерти Александра Николаевича. Он был реабилитирован посмертно в 1957-м. Кстати, память о первом директоре в Вольской школе жива по сей день. Школа закрывалась только в 41-м, но её ученики давали концерты в госпиталях, а для поднятия духа бойцов Советской Армии работали концертные бригады. Занятия возобновились в 1944 году. Число желающих получить музыкальное образование росло с каждым годом, а потому в 47-м школа прочно обосновалась в здании бывшей народной библиотеки имени императора Александра II, где находится и сегодня.
Моя мама, Вера Александрова Туманова (в замужестве Денисова) тоже пережила трудные времена: в 1942-м по доносу подруги её, 19-летнюю, арестовали. Выйдя из тюрьмы через 5 лет, она поступила в Саратовский университет и стала педагогом. Много лет Вера Александровна преподавала русский язык и литературу в школах № 13 (50-е годы), № 24 (60-е годы), потом работала завучем, а с середины 60-х и до начала 80-х – директором средней школы № 70. Мама была депутатом городского Совета двух созывов и отличником народного образования. В 70-й школе она создала прекрасный творческий коллектив «Атланты», аккомпанировала и вела учительский хор, с которым не раз выступала на концертах и смотрах школьной художественной самодеятельности. Мне и моей сестре (Елене Анатольевне (в замужестве Щербаковой) она смогла привить любовь к музыке. Мы , окончив Саратовскую консерваторию, стали музыкантами.
— Выбор профессии был предопределён?
— Всё сложилось само собой. «Я не понимаю, как можно жить без музыки Баха!»- такое признание печатными буквами я написала в шестилетнем возрасте. Сейчас эта детская непосредственность и восторженность вызывает улыбку, но я по-прежнему не мыслю себя без музыки!
— Так всё просто и ясно?
— Не совсем. После года обучения на фортепианном отделении музыкального училища я перевелась на теоретическое. Уже с высоты прожитых лет я понимаю, что было судьбоносное решение, но тогда оно далось мне ох как непросто! В последнем классе ДШИ я несколько раз выступала с оркестром в филармонии, чем и обратила на себя внимание сразу двух выдающихся преподавателей консерватории. Каждый из них готов был стать моим наставником. Я прислушалась к мнению учителя из музыкальной школы, но … стиль преподавания того мне не подошёл. Так бывает- мы же все люди, творческие люди, со своими характерами, мнениями и настроениями. Но всё, как говорится, к лучшему! Переведясь на теоретическое отделение, я с радостью обнаружила, что это моё!
— Проснулась любовь к занятиям сольфеджио и музыкальной литературой?
— Как это ни удивительно, но да! Меня очень расстраивает часто встречающееся, к сожалению, равнодушие к этим к дисциплинам, особенно к сольфеджио. Его можно сравнить в математикой, где очень важна система. Как только она нарушается, теряется весь смысл. Всё настолько взаимосвязано, что нельзя пропускать ни одной темы. Сольфеджио – это не просто развитие слуха, это, прежде всего, развитие логического мышления и целенаправленная умственная работа. Чтобы заинтересовать и увлечь ребёнка, педагогу нужно приложить немало усилий, а значит, самому много читать и даже придумывать игры! Найти их в интернете легко, а вот грамотно вплести в канву урока ещё нужно постараться! К сожалению, большинство преподавателей себя так не утруждают, а потому сольфеджио в загоне и дети уходят из школы из-за неуспеваемости именно по этому предмету.
-Есть ли в Вашей семье продолжатели педагогических традиций?
— Да, младший сын Дмитрий Тахирович Пашаев сегодня мой коллега и преподаёт в ДШИ № 10 предметы, связанные с историей искусства. В профессиональной сфере приход в педагогику — своеобразный вираж. Окончив Саратовский государственный социально-экономический университет и РАНХиГС, получив кандидатскую степень по политологии, он решил сменить вектор и остановил свой выбор на работе с творческими детьми.
-Видимо, так проявилось влияние семьи?
— Возможно, у Дмитрия перед глазами были примеры людей, преданных делу воспитания подрастающего поколения. Я вижу, как он ищет свой путь в профессию. Для него приоритетна духовная сфера жизни, а вопросы бессмертия души и религиозного самосознания глубоко трогают. Дмитрий учится говорить с детьми о высоком и сложном на понятном им языке, много читает, рассуждает, общается. Его академический подход и богатейшая эрудиция помогают обходить острые углы при рассмотрении многих тем, способных вызвать конфликт в нашем многоконфессиональном обществе.
— Ираида Анатольевна, преподавание- это Ваша стихия! Как же с ней сочетается административная деятельность?
— Если честно, я всегда считала, что это не моё, но обстоятельства сложились так, что пришлось вникать и тут … обнаружилась своя гармония. В ДШИ № 10 я пришла в 2003-м году и с тех пор многое изменилось. Так, если раньше мы работали по программам общеэстетического характера, то с 2013-го это программы предпрофессиональной подготовки, сложные, глубокие, но чрезвычайно интересные. Мы стараемся соответствовать запросам времени и , конечно, родителей, которые хотят, чтобы их дети приобщались к миру искусства. Наиболее востребованным направлением оказалось художественное. Сегодня из общего числа обучающихся лишь четверть составляют музыканты, остальные – художники.
— Такая избирательность, по Вашему мнению, имеет объяснение?
— Думаю, да. Из 28-ми школ города в 11-ти имеются художественные отделения, но некоторые открыты совсем недавно. В нашей ДШИ представители этого направления уже успели себя зарекомендовать: воспитанники регулярно становятся лучшими в профильных состязаниях самого разного уровня. Отрадно, что сейчас среди тех, кто претендует на поступление в ДШИ № 10 очень много по-настоящему одарённых детей. Причём ездить на занятия они готовы из разных уголков Саратова. Что касается музыкантов, то, видимо, значение имеет конкуренция. Да! Буквально в трёх кварталах от нас отличная ДШИ с максимально широким выбором инструментов. У каждой школы свои особенности!
—Особенности и традиции?
— Верно! Одна из них – это ведение социальных сетей. Уже более 10 лет мы уделяем этому каналу взаимодействия с любителями прекрасного особое внимание. Большинство наших подписчиков- это родители! Именно они наши самые заинтересованные читатели, поскольку здесь получают возможность узнать о жизни школы в целом. Соцсети- это ещё и способ сплотить коллектив! Традиционными стали и некоторые концерты и фестивали. Так, все преподаватели музыкального отделения не просто педагоги, но и хорошие исполнители, а потому каждый год в январе почти 20 лет мы проводим концерт под названием «Сами с усами». И хоть похвастаться большим разнообразием инструментов не можем (это фортепиано, флейта, скрипка, баян, аккордеон, гитара), проходит он всегда очень тепло, весело и радостно. Обязательно приглашаем всех наших юных художников! Организовать концерт мы смогли даже в период пандемии- благодаря интернету. Ещё одна традиция прочно прижилась на музыкальном отделении: двойной фестиваль. «Солнечные лучики» мы проводим для тех, кто проявляет средние способности в обучении и пока не готов выступать на серьёзных конкурсах городского уровня. А в мероприятии «Юные дарования» заявлены те, кто имеет опыт и уже отмечен дипломами. Лучшие номера могут увидеть родители на праздничном концерте, посвящённом Международному женскому дню. Отличной традицией у художников стали выходы на пленэр. Вокруг школы много живописных мест, ведь мы находимся в историческом центре города. Ребята могут видеть и запечатлевать эту красоту.
Наша школа относительно молодая и в следующем году мы будем отмечать её 50-летие. Уже сейчас готовимся к этому событию: есть договорённость с Саратовским областным учебно-методическим центром и Радищевским музеем о проведении выставок работ наших учеников. И вообще планов и идей у нас ещё много! Реализацией некоторых можем по праву гордиться. Например, общегородскими конкурсами: один из них был посвящён юбилею Н. В. Гоголя, другой- России- футбольной стране, а также многолетний конкурсный проект «Саратов- колыбель русского символизма». Уверена, что детям и их педагогам они подарили много положительных эмоций и дали стимул для роста в мастерстве.