Лучший в профессии: «Здесь в таинстве кулис рождается мечта» Светлана Геннадьевна Жукова
В нашей рубрике «Лучший в профессии» — преподаватель, заведующая отделением «Театральное искусство» Детской школы искусств №3 Энгельсского муниципального района, заведующая секцией «Искусство театра» Областного методического объединения педагогических работников детских школ искусств, бессменный и единственный руководитель театрального направления Региональной творческой школы для одаренных детей, молодежи и преподавателей «Волжская радуга» — Светлана Геннадьевна Жукова .
Саратовская область богата талантливой молодежью, которая традиционно показывает отличные результаты на всероссийских и международных состязаниях. Так, в этом году в Общероссийском конкурсе «Молодые дарования России» — обладателями первых премий стали молодые артисты Арина Великая и Кирилл Рябов, учащиеся Детской школы искусств №3 Энгельсского муниципального района. «Мало того, что двое участников конкурса из одного города, из одной школы, так ещё и одного педагога. Это уникальный случай!»- прокомментировала ведущая гала-концерта момент вручения наград юным артистам. А вот родителей детей, которые учатся на театральном отделении ДШИ № 3, похоже, удивить сложно. В комментариях к размещённой в соцсети новости о победе они пишут, что Светлана Геннадьевна Жукова способна ЛЮБОГО ребёнка сделать юным дарованием! Исходя из личного общения с педагогом, уверена, что она со своей стороны прилагает максимум усилий, чтобы раскрыть заложенный в ребёнке творческий и личностный потенциал.
Встречаюсь со Светланой Геннадьевной не впервые, но возможность пообщаться в родных для неё стенах школы представилась только сейчас. В обновлённой и похорошевшей после прошлогоднего капремонта ДШИ светло, чисто и уютно. На входе красуется стенд с фотографиями тех, кто, не только мечтает о сцене, а уже делает первые шаги в профессии. Неподалёку в витрине за стеклом выставлены призы и кубки- свидетельства многочисленных побед. И это только малая часть! «Мы принимаем участие во всех доступных конкурсах и мероприятиях, заявляем о себе на самых разных площадках и, как правило, весьма успешно!»- говорит Светлана Геннадьевна.
Сообщения об новых победах учащихся театрального отделения появляются на личной странице педагога с завидной регулярностью, как и фото счастливых обладателей дипломов и грамот. Такие выдающиеся успехи и отличные результаты вызывают всеобщее восхищение. Наверное, уже можно говорить даже о «методе Жуковой» в театральной педагогике, ведь каждый настоящий педагог изобретает свой «велосипед». И пусть теория давно разработана, но на практике так много зависит от личного опыта самого человека, который приоткрывает для ребёнка дверь в мир великого и прекрасного искусства Театра.
Всё и всегда начинается с детства, а оно у Светланы Геннадьевны, мягко скажем, было непростым — пришлось рано повзрослеть. К музыке тянуло всегда: «Я очень любила петь. Тыча пальцем в телевизор, заявляла, буду там петь!» — с улыбкой вспоминает моя собеседница. Поскольку в родном Кировском музучилище вокального отделения не было, поступила и успешно окончила дирижёрско-хоровое. По распределению попала на работу в клуб одной из деревень Кировской области, потом переехала в Камышин. Именно здесь стала участницей очень популярного в те годы телепроекта «Алло, мы ищем таланты!». Вместе с будущей звездой советской эстрады Леонидом Серебренниковым одержала победу и должна была отправиться на запись пластинки с Москву, но… заболела. Как раз в это время её пригласили в Волгоградский театр оперетты — среди членов жюри была хормейстер, она и заприметила молодую вокалистку. Семь лет Светлана прослужила в этом театре, параллельно училась на актёрском факультете училища искусств. После окончания которого, ей и ещё нескольким коллегам по сцене, предложили переехать в Саратов и поступить в местный театр оперетты. Для начинающей артистки это была возможность реализоваться в профессии, а потому неизбежные личные и бытовые трудности ушли на задний план. Задуманное исполнилось: Светлана Жукова воплотила на саратовской сцене огромное количество образов, была очень востребована в театре и любима зрителем! Её подход к делу и способности привлекали внимание и находили реализацию в смежных с театром структурах. Например, в краеведческом музее она в качестве младшего научного сотрудника работала над адаптацией для определённого возраста посетителей текстов экскурсий, а также занималась театрализованными представлениями. Желание проявляться в творчестве на разных жизненных этапах находило своё воплощение. Результатом её увлечения искусством икебана стали три выставки (около 50 композиций!), получившие массу положительных отзывов у художников. Интерес Светланы Геннадьевны к этому экзотическому и изысканному искусству на этом был исчерпан, а работы раздарены друзьям и знакомым. Любовь к хоровому исполнительству привела её в Свято-Троицкий храм, где она, будучи убеждённой атеисткой, пела в течение двадцати лет.
В театральную педагогику Светлана Геннадьевна пришла 15 лет назад, поначалу совмещая театр и ДШИ. Вполне понятные сомнения начального периода сменились уверенностью и желанием делиться накопленным опытом. После всего лишь полутора лет практики Светлана Геннадьевна Жукова стала одним из лучших педагогов Энгельсского МР.
«Педагог – это человек, в руках которого душа ребёнка, -утверждает она. – Ко мне приходят малыши, каждый из них хочет высказаться. Я слушаю! Приглядываюсь- стараюсь рассмотреть, какими же они станут? Бывает, что и ошибаюсь». И тут же следует рассказ о случае с Ариной Великой, которая не с первого раза прошла отбор. Но всё решил взгляд девочки, пронзительный и глубокий. Сегодня Арина — гордость не только школы, но и всей области, подающая надежды юная артистка, целеустремлённая и талантливая.
О роли индивидуального подхода в обучении неустанно твердят специалисты, в театральной педагогике, видимо, это вообще краеугольный камень. «Дети о себе мало знают, я о них – тоже. Вместе мы ищем и развиваемся! Я никогда не показываю, как надо, не говорю: делай, как я. Они должны сами прийти к решению образа, я помогаю, направляю, объясняю». То, как именно учит педагог работать над произведением, с которым предстоит выйти на публику, меня лично потрясает! Судите сами — это инструкция из 15(!) пунктов, здесь всё: начиная от эпохи написания до размышлений над значением фамилий героев. В общеобразовательной школе, думаю, о таком даже и не слышали, а жаль.
Только четыре года назад Светлана Геннадьевна ушла со сцены. Мы знаем, как тяжело артисту даётся этот шаг, но, как говорится, нет худа без добра — пандемия «помогла» ей решиться перелистнуть эту страницу. Теперь она полностью посвящает себя школе, ученикам. Попасть к ней на обучение — большая удача, хотя о строгости Светланы Геннадьевны ходят легенды! «Я жесткий педагог, — признаётся она. — Но никогда не оскорбляю, не перехожу на личности». Строгая, но справедливая — так о ней говорят ученики. Думаю, что внимательное отношение к ребёнку, при котором все ошибки и неточности отмечаются, исправляются, но без крика и морального подавления, когда прививается ответственность за свои поступки и дисциплинированность, как раз и стимулирует внутренний рост человека. Все мы отлично понимаем, что хороший преподаватель не просто учит, но и воспитывает, а высококвалифицированный специалист, по-моему, просто обязан быть строгим. Только тогда под его руководством вырастут лидеры, знатоки и просто целеустремлённые люди. Уверена, что это понимают ученики Светланы Геннадьевны, нынешние и бывшие. Иначе бы дважды в год не собирались бы они в любимой школе, чтобы вновь повидаться с ней и друг с другом, поделиться сокровенным. Обучение на театральном отделении очень меняет детей: учит думать, наблюдать, мечтать, любить! Ведь театр — это не про развлечение, это про жизнь: во всём её пёстром многообразии и великолепии контрастов.
Два с лишним часа беседы со Светланой Геннадьевной пролетели, как одно мгновение! Так увлекательно и искренне она рассказывает и о себе, и о ребятах! Об артистах говорят, что они не работают в театре, а служат. Думаю, о педагогах тоже можно так сказать — и в этом не будет никакого преувеличения.
После привычного вопроса о планах, Светлана Геннадьевна демонстрирует объёмную папку со текстами, которые сейчас в работе. Впечатляет! В качестве эксперимента она решила поставить дуэт из титулованных молодых дарований Арины Великой и Кирилла Рябова. Подробности раскрывать не станем, но это будет неожиданно.
Саратов, безусловно, театральный город — не устаю это повторять. И даже публика здесь иная, воспитанная, что отмечают и мои земляки-дончане, побывавшие в столице Поволжья на гастролях. Рада была прикоснуться к этим истокам театральных и педагогических традиций. Очень надеюсь продолжить знакомство со Светланой Геннадьевной и её воспитанниками.
Автор: корреспондент «Первого Республиканского телеканала» (г.Донецк) Ольга Кильченко