Музыка счастья всегда и везде! Лучшая в профессии: Лилия Николаевна Менжерес — преподаватель специального фортепиано ЦДМШ
Стремление быть счастливыми заложено в нас природой, но представление о том, что же такое счастье у каждого своё. По моим наблюдениям, счастливого человека видно сразу: он будто светится изнутри, часто улыбается, любит окружающий мир, живёт в гармонии с собой. С первых минут общения с Лилией Николаевной Менжерес у меня возникло именно такое чувство.
Для ведущего преподавателя отделения специального фортепиано, заслуженного работника культуры РФ Центральная детская музыкальная школа г.Саратова – это не просто место работы, это родной дом, где она выросла и раскрыла свой музыкально-педагогический дар. «Перед нашей встречей я с удивлением для себя осознала, что ни разу в жизни у меня не возникало желания заняться чем-то другим, помимо музыкальной педагогики, или перейти работать в другое учреждение»,- делится со мной Лилия Николаевна. Сначала в эту школу она пришла в качестве ученицы, а потом вернулась уже концертмейстером и преподавателем.
Многие родители мечтают дать детям музыкальное образование, но далеко не все предпринимают шаги в этом направлении, причём такие решительные, как папа Лилии Николаевны. Едва дочери исполнился год, он приобрёл фортепиано. Те, кто постарше, поймут каких невероятных усилий (и не только финансовых) это стоило. Инструмент дожидался свою хозяйку пять лет, пока не пришло время поступать в музыкальную школу. Лилия Николаевна вспоминает, что конкурс был огромным и единственная «четвёрка» не позволила отличнице получить проходной балл. Тогда было принято решение обратиться за помощью к студентке музыкального училища, для которой это тоже был полезный опыт и практика. В результате этих занятий к новым экзаменам старательная девочка была прекрасно подготовлена, с успехом прошла все конкурсные испытания и была зачислена сразу в третий класс. Музыка и всё, что с ней связано, так органично вошли в жизнь юной пианистки, что вопрос с выбором профессии даже не возник. Выпускницу школы, которая обучалась на 4-м курсе музыкального училища, пригласили в родную школу работать концертмейстером. «Я с огромным удовольствием аккомпанировала, чаще всего скрипачам. И сегодня очень люблю ансамблевое исполнительство, -рассказывает моя собеседница. — Довольно долго я совмещала концертмейстерство и преподавание. Признательна тогдашнему директору школы Надежде Николаевне Скворцовой, которая поверила в мой педагогический талант».
Когда-то давно ощутив волшебную силу музыки, которая способная помочь пережить трудные минуты или, наоборот, подчеркнуть красоту радостных моментов, Лилия Николаевна учит своих воспитанников слушать и слышать такую разную и всегда прекрасную музыку, пропускать её через себя и преподносить слушателям, выступая на концертах и конкурсах. Её собственная жизнь буквально наполнена музыкой: «По телевизору я смотрю практически все музыкальные программы, в том числе эстрадные. Круг моих интересов не ограничивается классикой, хорошую эстраду тоже люблю! Ещё в школьные годы занималась в вокальном ансамбле, где не только аккомпанировала, но и с удовольствием пела. В интернете сейчас много разного материала, который полезен при формировании нового учебного репертуара. Слушаю разные варианты исполнения, выбираю лучшие».
По тому с какой теплотой и даже нежностью Лилия Николаевна рассказывает о своих ученицах, становится понятно, что за годы учёбы они стали родными людьми. А разве может быть иначе, если занятия – это не механический процесс передачи знаний, а совместное переживание и проживание самых драматичных моментов, из которых соткано музыкальное полотно. «Музыка всегда сюжетна, только нужно этот сюжет угадать или придумать, — говорит педагог.- Это момент сотворчества. Музыка учит лучше понимать себя и мир, быть внимательнее к проявлению чувств, а в конечном счёте облагораживает душу». Своими ученицами Лилия Николаевна очень гордится и радуется новым встречам с теми, кто уже давно окончил музыкальную школу, и не важно связали они свою жизнь с музыкой или нет.
«На мой творческий вечер, который несколько лет назад прошёл в стенах школы, пришли все мои ученики, проживающие в Саратове. Приятно было получить поздравления о от разлетевшихся по стране, в числе которых и звезда отечественной эстрады Полина Гагарина. И хоть обучала я её совсем недолго, отношения сложились самые добрые. Внимательно слежу за творчеством Полины, восхищаюсь её целеустремлённостью и самоотдачей».
Лилия Николаевна рассказывает, что среди нынешних воспитанников есть дети бывших выпускников. «И снова всё сначала? Ведь столько раз один и тот же путь?»- спрашиваю. «Да, снова, но снова всё по-другому. У каждого ребёнка свои способности, свой характер, своя мотивация, а потому опять интересно, опять увлекает! Дети — это неиссякаемый источник вдохновения и молодости!»-улыбаясь сообщает моя собеседница. И действительно, глядя на педагогов ЦДМШ, одухотворённых и энергичных, меньше всего думаешь о возрасте, о каких-то цифрах. Одна из старейших музыкальных школ столицы Поволжья и сегодня в числе ведущих учреждений России и при этом чтит свои традиции, остаётся верна принципам. «Есть школы, где в приоритете техническое совершенство, но быстро и громко — не значит красиво, — говорит Лилия Николаевна. — Мы всегда отдавали предпочтение звучанию и содержанию произведения. Этому меня учили мои педагоги, это теперь я передаю своим детям».
«Лилия Николаевна удивительным образом сочетает в себе женскую мягкость и мудрость с большой педагогической требовательностью и мастерством, — делится своим мнением о коллеге Евгения Александровна Шкаликова, заместитель директора по учебной работе.- Педагог старается глубоко «заглянуть» в ребёнка. Она всегда открыта для общения, что особенно ценит наша молодёжь, которая с готовностью посещает её открытые уроки и перенимает бесценный опыт». И мне тут же вспоминаются слова Лилии Николаевны о том, что музыкальное образование – это не просто развитие ради развития, это, возможно, ступенька к чему-то большему и важному, например, жизненному выбору: «Одна из моих учениц, имея прекрасные способности, не горела желанием заниматься музыкой. Учёба шла тяжело, но как только она осознала, что своё будущее свяжет с театром, всё изменилось. И начальное музыкальное образование стало подспорьем на пути к мечте. Так бывает!»
Себя Лилия Николаевна считает строгим, но справедливым педагогом. А своё учительское счастье она видит в том, что кто-то пойдёт по её стопам и тоже будет сеять разумное, доброе, вечное или кто-то откроет для себя огромный и чудесный мир Музыки! Говорят, чтобы сделать человека счастливым, нужно заполнить его руки работой, его сердце — любовью, его разум — целью, его память — полезным знанием, его будущее — надеждой. Думаю, у Лилии Николаевны Менжерес это отлично получается, значит, счастливых людей становится больше!
Автор: корреспондент «Первого Республиканского телеканала» (г.Донецк) Ольга Кильченко