На уроки – в интернет. Детские школы искусств осваивают новые формы дистанционного обучения
Режим вынужденной самоизоляции внес свои коррективы и в работу детских школ искусств. Можно сказать, что жизнь заставила не только рассмотреть, но и активно внедрить в практику необычные занятия музыкой, живописью и даже хореографией.
Кто другой растерялся бы перед неизвестностью, но только не педагоги школ искусств. Так, руководители и педагоги детских школ искусств, которые с 1 января 2020 перешли из статуса муниципальных в статус государственных, создали интернет-сообщество, где делятся опытом работы в сегодняшних непростых условиях. Люди творческие, изобретательные, они смогли в достаточно короткие сроки перевести в онлайн всю систему преподавания и общения с учениками. При этом были максимально задействованы как знакомые, привычные информационно-коммуникационные каналы и платформы – электронная почта, мобильный телефон, WhatsApp, Viber, Skype, сайты школ, социальные сети «Одноклассники», «ВКонтакте», так и освоены новые формы работы с помощью приложений Zoom, Google Класс, GoogleDuo. Устное и письменное интерактивное онлайн-общение дополняется аудио- и видеозаписями, фотографиями, текстами, ссылками на материалы для самостоятельного изучения.
Разнообразные виды тестирования, викторины, видеоуроки, мастер-классы, индивидуальные консультации, групповые видеоконференции – преподаватели и ученики открывают для себя массу возможностей, чтобы даже в условиях ограничений быть на связи и получать удовольствие от учёбы и общения.
Выбор той или иной формы удалённой работы зависит в первую очередь от технических возможностей участников процесса и, конечно, напрямую связан с видом и содержаниемсамих занятий.
К чести руководителей и педагогов, все они подошли творчески, с большой фантазией и выдумкой к разработке новых онлайн-методик, постаравшись максимально компенсировать издержки дистанционного образования.
Первым делом многие школы создали на своих сайтах разделы «Дистанционное обучение». Хороший пример – такой раздел на сайте детской школы искусств села Ивантеевка. Он отличается простотой и удобством для пользователей. Домашние задания адресованы всем ученикам и разделены по предметам: «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Слушание музыки», «Беседы об искусстве», «Музыкальная грамота».
Есть и доступное описание того, что должно включать в себя выполнение различных упражнений. Выполненные задания учащиеся могут отправить для проверки преподавателю на личную почту или в любой доступный мессенджер.
Интересный выход из положения при отсутствии у ученика дома музыкального инструмента нашли в Ершове: на дистанционном уроке с преподавателем устно в форме диалога разбирается нотный текст с подробным анализом; преподаватель наигрывает мелодию произведения и высылает запись; учащийся пропевает ее по нотам, используя «немую» клавиатуру.
Отлично справляются с дистанционным обучением и хореографы. Например, педагоги школы искусств г. Новоузенска создали в соцсети «Одноклассники» группу «Хореографический ансамбль «Тюльпан».
Юные танцоры от души занимаются дома, записывают на видео свои домашние задания, присылают в группу и получают оценки. А вот учащиеся школы искусств р. п. Ровное танцуют по WhatsApp, причем каждый класс в своей отдельной группе. В ближайшие дни, как только все пройдут регистрацию в Zoom, можно будет собираться и на групповые занятия.
Оказывается, при желании дистанционно можно даже петь хором. Подробностями использования этой методики поделились с коллегами педагоги Ртищевской детской школы искусств имени В. В. Толкуновой:
на согласованном с преподавателем мессенджере выкладываются хоровые партитуры, слова, а также фонограммы произведений; концертмейстеры записывают аккомпанементы, которые размещаются в созданных преподавателями чатах; учащиеся разучивают и записывают хоровые партии; выполненное задание отправляется в чат накануне урока в определенное время в соответствии с расписанием.
Кстати, стоит напомнить, что и в новой реальности никто не отменял обычную учебно-методическую деятельность: тематическое планирование, составление расписания, мониторинг участия в образовательном процессе, ведение журналов, подготовку справочных материалов и наглядных пособий, проведение педсоветов и планерок.
В общем, всё как обычно, только немного сложнее всем – и педагогам, и ребятам, и родителям. Но ведь временные трудности пройдут, а приобретенный бесценный опыт пригодится в будущем и наверняка обогатит копилку премудростей традиционного дополнительного образования в сфере культуры.