Семья и музыка едины! В рубрике «Лучший в профессии» преподаватель по классу скрипки ЦДМШ Ольга Сергеевна Щеголева
«Детство… Не подготовка к будущей жизни,
а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И то того, как прошло детство,
кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, —
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Каждый талантливый учитель уникален! Не перестаю убеждаться в этом вновь и вновь! Встреча с Ольгой Сергеевной Щёголевой, заслуженным работником культуры РФ, преподавателем по классу скрипки и заведующим кафедрой струнных инструментов Центральной детской музыкальной школы, тому ещё одно подтверждение.
— Ольга Сергеевна, за плечами большой профессиональный опыт. 43 года в педагогике- целая жизнь! Усталость накапливается?
— Что Вы! Я очень люблю детей и даже летние каникулы переношу тяжело: начинаю нервничать и скучать по ученикам. Свою работу люблю настолько, что не готова уйти на заслуженный отдых. Пенсия — это не моё!
— Насколько близок Вам эмоционально-ориентированный подход в преподавании?
— Очень понятен и близок! Я не умею тихо и монотонно вести уроки. Так хочется вдохнуть жизнь в исполняемое произведение: чтобы ребёнок его прочувствовал! Для этого он должен многое знать: когда жил композитор, что его окружало и вдохновляло. Здесь нет мелочей! Когда общая картина в представлении ученика сложится, он начинает лучше понимать меня и мои требования.
-На неудачи ребёнка тоже реагируете эмоционально?
— Чем больше я возмущена, тем спокойнее делаю замечания. Если я вижу, что ребёнок старается, а ему чего-то не достаёт, то мы начинаем усерднее работать. Например, сегодня с ученицей много времени потратили на отработку «штрихов», ведь развитие координации во всех её проявлениях — это очень сложный процесс! Не зря скрипку называют королевой оркестра! «Двойки» ставлю тихо, но сначала обязательно предупреждаю. Как правило, на следующий урок ребёнок получает либо «2», либо «5». Если я всё детально объяснила, то вправе требовать выполнения задания.
— Понятно, что есть единая методика обучения детей игре на скрипке, но каждый педагог всё-таки адаптирует её для себя?
— Конечно! Мой подход отличается от общепринятого тем, что я всегда привлекаю к обучению и родителей. Они присутствуют на наших уроках, и все приёмы игры я показываю в том числе и на них.
— Как пришли к такой практике?
— Сами родители, можно сказать, подтолкнули. Лет 20 назад одна мама высказала пожелание: «Хочу, чтобы дочка смотрела, как я играю, и мы соревновались!» Вот так у меня стали играть и родители, став моими союзниками в деле развития талантов детей.
— Все согласны настолько включаться в работу?
— Конечно, нет, но тогда они идут к другим педагогам. Ко мне как заведующему отделением приходят все родители и я объясняю, что привести ребёнка в музыкальную школу и сдать, извините за сравнение, как чемодан в камеру хранения нельзя! Нужно заниматься вместе! Если не сложится «треугольник»: педагог — ребёнок-родитель, то ни о каких результатах не может быть и речи. Кто-то должен отвечать за то, как малыш выполнит домашнее задание. А для этого необходим набор знаний и умений, которыми я делюсь на уроках. Когда в 20220-м году мы столкнулись с пандемией и предстояло обучаться в онлайн-формате, я собрала родителей всех своих учеников. Раздала им скрипки, смычки, подушки и провела мастер-класс. Только так они поняли, что нужно будет требовать от детей. Этим опытом я делилась потом с коллегами, выступая на конференции.
— Ольга Сергеевна, в Вами в детстве тоже активно занимались, вникали во все нюансы обучения?
— Да, мне уделяли много внимания. Мой дед прошёл все войны и был контужен, из-за чего не мог обучаться в консерватории, но всей душой любил музыку и играл на саратовской гармошке, гитаре, балалайке, скрипке. Он брал уроки у профессора Викентия Викентьевича Зайца. Детская память бережно хранит воспоминания о домашних дедовых концертах и вкуснейших бабулиных пирогах. Дед был счастлив, что я связала жизнь с музыкой. Кстати, папа мой в своё время окончил музыкальную школу по классу трубы, но музыкантом не стал.
— А призвание педагога в себе когда ощутили?
— Ещё в раннем детстве. Я всегда любила маленьких детей, даже в пионерском лагере проводила много времени в младших отрядах: занималась с ребятами, читала им. Во дворе все играли со сверстниками, а я собирала вокруг себя малышей. Помню, что в три года уже заполняла «журналы», что сейчас делать не особо люблю, но приходится. Я люблю учить и люблю учиться! Всю жизнь учусь у своих учеников. К каждому из них нужен особый подход, они, хоть и маленькие, но личности! Знакомясь, старюсь расположить к себе искренним интересом к увлечениям малыша, его вкусам. Потом прошу встать посреди комнаты и сказать «Ха!», например. Это нужно сделать громко, эмоционально, стеснения быть не может – мы же выходим на сцену. Взгляд зрителя должен быть прикован не только к звуку, который льётся, но и к внешнему виду исполнителя. Уверенность необходима! Согласитесь, когда на сцену выходит маленькая девочка с огромным бантом на голове и играет очень эмоционально, это всегда вызывает восторг, и жюри обязательно отмечает такое выступление.
— А свой первый выход на большую сцену помните?
— Конечно, помню! Мне было тогда 7 лет, я исполняла пьесу «Мишка с куклой». Перед выходом я спросила у своего педагога Елизаветы Давидовны Штейнфельд, если крикнут «бис», что мне играть?
— С учителями Вам повезло! Елизавета Давидовна –один из лучших педагогов страны, ведь она больше 50-ти лет преподавала, причем в одной школе (!), играла в оркестре Саратовского академического театра оперы и балета, была концертмейстером группы вторых скрипок, удостоена Почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, ордена Почёта.
— Благодарна судьбе за встречу с таким человеком! Именно она подготовила меня к поступлению Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Я и мои одноклассники по музыкальной школе были первыми саратовцами в этом учебном заведении.
— Какой Вы были ученицей?
— Неробкого десятка! А ещё я могла очень быстро выучить материал. Помню, как мы с Елизаветой Давидовной возвращались на поезде из Москвы после консультации. На следующий день я должна была играть концерт для скрипки с оркестром Ю.М. Чичкова. Сам композитор намеревался присутствовать в Большом зале консерватории, но почему-то у меня никак не получалось выучить весь материал наизусть. Елизавета Давидовна уже хотела отдать это право другой ученице, но я настояла на том, что справлюсь. Всю ночь в поезде я учила, и в воскресенье в 11 часов я всё сыграла чисто и эмоционально. Все меня поздравляли, и даже Анна Михайловна Мандель, преподаватель самой Елизаветы Давидовны и мой куратор по жизни, подарила три тюльпана. Когда меня пригласили к ней, я ожидала услышать критику, потому что она была очень требовательная и очень честная, действительно, потрясающий музыкант и человек. Каково же было моё удивление, когда она похвалила мою работу и вручила букет! За этими драгоценными цветами, символизировавшими мой успех, я ухаживала с невероятным трепетом.
— Об исполнительской карьере не мечтали?
— Нет, только педагогика!
— А по Вашим стопам кто-то из учеников пошёл?
— Сейчас такой опыт приобретает Алексей Филиппов. Это мой воспитанник, лауреат многочисленных конкурсов, он с отличием окончил Московскую консерваторию, в настоящее время учится в аспирантуре у Валерия Иосифовича Вороны и работает в музыкальной школе. То, что педагогика и исполнительство –две разные вещи, он убедился сам. Мы с ним постоянно на связи, потому что возникает очень много рабочих вопросов. Иногда я даже прошу родителей снимать фрагменты моих уроков, чтобы отправить их Алексею. Его мнение для меня тоже имеет большое значение. Учёба продолжается!
-Кому-то дали путёвку в жизнь, а кто-то сегодня переступает порог музыкальной школы. И снова сначала?
-Да, и это радует! Когда я вижу, как ученица первого класса уже берётся за программу второго, потому что старается и растёт, хочется работать ещё больше. И тогда вперёд: на конкурсы! Без них никак! Появляется стимул. Это всегда волнительно, я даже из зала выхожу, когда они выступают. Смотрю выступление по телевизору — моё волнение не должно мешать детям. А вообще я практически живу на работе. Хозяйством и внуком занимается супруг. Он полковник полиции в отставке и имеет такую возможность.
— Ваши дети получили музыкальное образование?
— Да, сын обучался 5 лет по классу баяна, а дочь окончила музыкальное училище, но они выбрали другие профессии.
— Музыка в Вашей жизни присутствует круглосуточно?
— Практически! Даже кот стал «специалистом» в этом вопросе: ученики мне присылают много видеозаписей своего исполнения, так вот он активно реагирует на фальшивые ноты!
— А скрипка всегда с Вами?
— Домой не ношу, она всегда в школе. Дома мне просто некогда играть. А вот в отпуск без неё не езжу, ведь нужно быть постоянно на связи: учёба не прерывается.
— Счастье педагога, оно для Вас в чём?
— В каждом ребёнке. В мой день рождения и День учителя меня поздравляют даже из Израиля. Очень дорожу добрыми отношениями с родителями моих учеников. Стремлюсь быть детям другом, старшим товарищем, который и подскажет, и поможет. Иногда они мне доверяют больше, чем своим родителям.
-Педагогика и общение отнимают много сил. Как восстанавливаетесь?
— Читаю Библию: без Божьей помощи нельзя, всё в Его власти. Поддерживать физическую форму помогает спорт: много хожу пешком. Старюсь проходить 10 тысяч шагов в день.
— Ольга Сергеевна, своим подходом к обучению Вы ещё во многом способствуете сближению членов семей. Музыка объединяет! Дети и родители проводят много времени вместе- семьи становятся крепче! А что для Вас значит семья?
— Семья – это моя опора, тыл, радость, абсолютное взаимопонимание и поддержка. Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив!
Ученики Ольги Сергеевны Щеголевой:
Алексей Филиппов
С ректором Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Татьяна Авазова
Татьяна Авазова, Ксения Авазова и ученик Н. Н. Скворцовой Леонид Авазов
Татьяна Авазова — первая скрипка Михайловского театра (г.Санкт-Петербург)
Тимофей Юматов (Новосибирская специальная музыкальная школа) и Ксения Заиончковская (Саратовский областной колледж искусств)