Три встречи с членами жюри конкурса «Приношение Альфреду Шнитке», прошедшем в Саратове в конце ноября 2024 года
Совсем недавно прошел I-й Всероссийский конкурс современного искусства «ПРИНОШЕНИЕ АЛЬФРЕДУ ШНИТКЕ» в рамках ежегодного областного проекта Саратовского областного учебно-методического центра — ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ АССАМБЛЕИ ИСКУССТВ.
Мы получили множество теплых откликов от участников и зрителей конкурса. Это было большое событие в музыкальном мире и в художественном образовании Саратовской области, полное незабываемых встреч, удивительных событий и ярких моментов.
Мы рады представить вам эксклюзивные интервью с теми, кто работал в жюри этого масштабного проекта –- ведущими деятелями культуры и искусства из Еревана, Москвы и Саратова.
Свою профессиональную оценку об организации мероприятия и уровне подготовки юных дарований – участников конкурса, в рамках ТРЕХ ВСТРЕЧ дали наши уважаемые сопредседатели и члены жюри конкурса: Святослав Сергеевич Голубенко, Маргар Седракович Седракян, Андрей Александрович Щербаков, Оксана Владимировна Соколова и Наталия Николаевна Рогулина.
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА
Сопредседатель жюри конкурса в номинации «Сольное и ансамблевое исполнительство. Духовые инструменты» ГОЛУБЕНКО Святослав Сергеевич — вице-президент Ассоциации музыкальных образовательных учреждений, первый проректор, доцент кафедры деревянных духовых инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат искусствоведения.
— Святослав Сергеевич, юбилей Шнитке – значимая дата, которую помнит и отмечает вся музыкальная общественность мира. В нашей стране прошло более 80 крупных творческих мероприятий, среди которых достойное место занимает I-й Всероссийский конкурс современного искусства «ПРИНОШЕНИЕ АЛЬФРЕДУ ШНИТКЕ». По Вашим наблюдениям, есть ли у сегодняшних конкурсантов понимание музыки Шнитке и для чего нынешней молодежи творчество Альфреда Гарриевича Шнитке, кроме пополнения своего «музыкального багажа»? Как меняется к нему отношение с течением времени? Как вы считаете, музыку Альфреда Гарриевича сложно исполнять детям на конкурсе?
— Музыка Шнитке сегодня звучит все чаще. Её нужно рассматривать в контексте эпохи. То, что современниками композитора воспринималось как новаторство и потрясало неожиданностью, в XXI- м веке производит другой эффект. Нынешнее поколение музыкантов растёт и воспитывается во всем музыкальном многообразии. Шнитке создал свой собственный мир и сегодня для нас он гораздо более понятен, чем для слушателей прошлого столетия. Есть одна тонкость, которую нужно учитывать при подготовке к конкурсу. Возможности ребенка всегда разные и не всегда вписываются в возрастной период, обозначенный рамками конкурса. Так, например, в возрастной группе от 10 до 13 лет могут быть и уже почти взрослые музыканты, которые способны осмыслить исполняемое, и ребята, у которых техника исполнения еще не совершенна. Видно, что многие ребята стараются, играют конкурсную программу без ошибок, чтобы можно было услышать звучание инструмента, соблюдая все штрихи, но при этом музыкальная образность «хромает». Среди духовиков — это стандартная ситуация в силу возраста. Для себя я отметил несколько звёздочек, у которых все совпало, было понимание целостности произведения, техника исполнения и музыкальная образность были на высоте. Хочется, чтобы таких ребят было больше.
— Мы сейчас находимся на малой родине Альфреда Гарриевича в городе Энгельсе. Конкурс проходит в музыкально-эстетическом лицее имени Шнитке. На сколько это ответственно выступать на родине выдающегося композитора. Какие цели преследует этот конкурс?
-Конкурс, это прежде всего, творческое состязание, и здесь присутствует соревновательный момент. Юные музыканты должны уметь преодолевать волнение. Конечно, в Энгельсе, на родине композитора, волнение особенное, ведь музыка А.Г. Шнитке требует особой сосредоточенности и мастерства. Ребята съехались в Энгельс из разных городов и каждый из них подготовил оригинальную программу. В неё вошли два сочинения: не просто разнохарактерные, а разностилевые. Одно- старинное, написанное в прошлые века, второе — обязательно современное, созданное во второй половине XX или в начале XXI –го века. Такой подход помогает детям расти разносторонними музыкантами, которые играют не только академическую музыку. С одной стороны, необычное творчество маэстро опирается на классическую традицию, а с другой- демонстрирует раскрытие новых гармоний и ритмических возможностей музыкального развития. Важно, чтобы дети слушали и исполняли, впитывали эту музыку! Как раз это и происходит на конкурсе.
— Саратовская исполнительская школа славится своими традициями. Какое впечатление на Вас произвели наши юные музыканты?
— Саратовские музыканты достаточно сильные, потому что есть традиции. Здесь замечательная Консерватория и педагоги, которые опекают школы искусств, училище и колледж. Это важно, когда имеется музыкальный центр притяжения и вокруг него всё выстраивается. Благодаря этому есть возможность выявлять в отдаленных районах, маленьких школах юных талантливых музыкантов, которые станут потом яркими звездочками, пройдя все этапы обучения. Видно, что проделана огромная работа и саратовцы на правильном пути!
— Что бы вы пожелали юным конкурсантам и тем, кто собирается принять участие в будущем?
— Ставить цель, смело к ней идти и добиваться успеха! Важно понимать, что любой конкурс — это всего лишь этап. Главное — расти и стремиться к совершенству! При таком подходе каждый из ребят обязательно достигнет высот в профессии. Чего я им и желаю.
ВТОРАЯ ВСТРЕЧА
Сопредседатель жюри конкурса в номинации «Сольное и ансамблевое исполнительство. Фортепиано» СЕДРАКЯН Маргар Седракович — профессор кафедры специального фортепиано Ереванской государственной консерватории имени Комитаса, кандидат искусствоведения.
— Маргар Седракович, большая удача увидеть вас в Саратове, но Вы же не в первый раз в наших краях? Много приходится гастролировать?
— Да, я имел удовольствие выступать в Саратове несколько раз, причем как сольно, так и совместно с коллегами из Саратовской государственной консерватории. И нас связывают очень дружеские отношения.
— В этот раз вы не только музыкант, но и сопредседатель жюри конкурса имени Шнитке. Это особое волнение?
— Это очень ответственная часть работы, потому что мы участвуем в судьбе юных музыкантов. К тому же конкурсы могут травмировать. Но, в любом случае, это очень хорошие ступеньки. Ведь все растут на неудачах.
— У вас это вызывает глубокие эмоции? Музыкантов вообще волнует атмосфера конкурса?
Мне было очень приятно, что меня пригласили на конкурс Шнитке, так как я очень люблю этого композитора. И считаю, что Шнитке – недооцененный гений своей эпохи. Прийти к его серьезной музыке сложно, но, окунувшись в его творчество, понимаешь, какой масштаб у этого композитора, музыканта, личности. Что же касается «глубоких эмоций» — то они могут быть, когда слушаешь особо талантливых детей. А в целом, это просто часть нашей работы.
-А как вы оцениваете уровень конкурсантов?
Что касается уровня детей, у кого-то он высокий, у кого-то не очень. Но особо хочу отметить, что на этом конкурсе высокий уровень вовлеченности педагогов. А это очень важно. Вы знаете, к сожалению, в художественном образовании встречаются педагоги, которые к своей работе относятся формально. Например, выходит ребенок на сцену, и с первых тактов понимаешь уровень его способностей, а уровень его подготовки и образования недостаточен. И это проблема педагога. Это очень неправильно, несправедливо. А в целом работать на детском конкурсе приятно. Выходит способный, подготовленный ребенок и на сердце теплее от того, что есть настоящие, увлеченные, талантливые ребята. Дай Бог, чтобы у них все в жизни получилось на этом поприще.
— А за своих студентов очень переживаете?
— Естественно, когда я нахожусь в зале во время их выступлений, я, как и любой педагог, получаю свою дозу микроинфарктов и микроинсультов. Намного легче самому выйти на сцену, чем переживать за свое чадо. Они же все наши дети.
— Музыка Шнитке разная. И по восприятию доступна не всем. А вот вы очень любите музыку Альфреда Гарриевича. Чего недопонимаем мы, не музыканты?
— Очень сложно ответить. Правда, что эта музыка не для всех, но, видимо, дело в мироощущении, а может быть, это вопрос зрелости личности. С возрастом по-разному воспринимаешь его музыку. В любом случае, музыка Шнитке трогает душу, будь то музыка к фильмам или крупные музыкальные формы. У меня был период, когда я включал музыку Шнитке и не слышал её, не тянуло ее слушать. Если послушать 5 минут, то есть риск сказать «не моё». А я лет 25 назад ставил себе задачу — сесть и слушать. И только спустя 40 минут, на последних аккордах все «схлопывалось», становился понятен весь замысел композитора. Это очень сильные впечатления.
— В музыке вообще есть момент усилия, преодоления. И это усилия не только юного музыканта, но и тех, кто рядом с ним. Насколько велика роль родителей в судьбе музыканта?
— Всегда все по-разному. У меня нет универсального ответа на этот вопрос, это все зависит от индивидуального случая. Иногда роль родителей велика, а иногда они не участвуют в судьбе музыканта.
-А есть какие-нибудь слагаемые успеха музыканта?
— Есть. Это прежде всего, задатки, данные от природы с рождения. Я глубоко убежден, что никакой талант к музыке — от одаренности до гениальности, воспитать невозможно. Это дается только с самого начала. Ты либо с этим рожден, либо нет. Второй важнейший фактор — это, безусловно, с большой буквы Учитель, который сможет этот талант правильно направить. И третья составляющая, также не мелкая по значимости, это усердие.
— Насколько важен индивидуальный подход в обучении музыке?
— Сто процентов необходим индивидуальный подход к каждому. Я всегда вспоминаю своего профессора, у которой я заканчивал консерваторию — Анну Александровну Амбакумян, ученицу Игумнова. Это тот самый Учитель, с которым мне очень повезло в жизни. Я часто вспоминаю ее слова о том, что подбор программ для студентов равноценен написанию диссертации. И это действительно так. Ставить всех под единое обучение – бессмысленно.
— Педагогика отнимает силы или, наоборот, дает?
— Смотря с кем. Если это классный ребенок, то дает силы, конечно. Сейчас мало таких, к сожалению. Мир меняется, восприятие правильной Музыки меняется. Сейчас чаще становится востребованным то, что менее качественное, менее настоящее. Происходит сильное упрощение вкусов. Это, видимо, глобальная тенденция. Сейчас хотят смотреть на блеск, а не на глубину.
— А важна классическая литература для музыканта?
— Все виды искусства и культуры важны для любой цельной личности. Естественно, чтобы быть хорошим музыкантом, ты уже должен быть достаточно зрелым, разносторонне образованным. И не важно — занимаешься ты музыкой или нет. Всем нужно иметь хороший интеллектуальный багаж.
— Своим студентам вы что-то советуете из литературы?
— Обычно это бывает по случаю. К слову — расскажу одно, занимаясь над определенным произведением — могу посоветовать прочитать ту или иную книгу. Для общей эрудиции это нужно.
— Есть какие-то особенные пожелания юным участникам музыкальных конкурсов?
— Кто-то сказал: «Можешь быть не в музыке – уходи. Можешь не играть – не играй». Абсолютно согласен с этим. Вот такой мой совет.
— А нужно всеобщее образование музыке и другим видам искусств? Музыкальная школа нужна?
— Конечно, нужна! В принципе, я бы всем советовал учиться слушать музыку, изучать музыкальные инструменты, всесторонне развиваться. Однако с пролетарским лозунгом «Искусство в массы» я не согласен.
— Есть разница между саратовской и ереванской пианистическими школами? Вы сегодня это почувствовали?
— У детей от 7 до 17 лет, в рамках конкурса, это может быть заметно только в исключительных случаях. Однако, если вы имеете ввиду разницы таких школ, как игумновская, нейгаузовская и многие другие – то иногда явно слышно, представителем какого направления является педагог того или иного конкурсанта.
— Откуда вы черпаете вдохновение?
— Вдохновить может что угодно – и встречи с талантливыми детьми, и хороший фильм, и книга.
— И встречи на сегодняшнем конкурсе? У вас такой дружный состав жюри!
— Здесь собралась очень классная команда! Мы спорим, обсуждаем, у нас не совпадают мнения..
— А какой уровень субъективности?
— Очень высокий, ведь у нас очень субъективное искусство. Если объективно оценивать, это и робот сможет: этот поднял пальчик на 8 мм – столько-то баллов, у того уровень громкости на столько баллов. В музыке все субъективно! Однако, это не отменяет объективные требования, которые предъявляются представителям нашей профессии.
— Ваши личные критерии?
— Стандартные для детей этого возраста: правильное прочтение материала, попадание в стилистику и другие профессиональные требования. И конечно, влияет на оценку сам ребенок. Вы знаете, бывает так, что ребенок что-то не доделал, но он такой способный, его развивать и развивать, и, конечно, хочется его поддержать. В целом желаю всем ребятам успешных выступлений и поздравляю всех с юбилеем Альфреда Гарриевича Шнитке.
ТРЕТЬЯ ВСТРЕЧА
Сопредседатель жюри конкурса в номинации «Изобразительное искусство» — «Музыка А.Г. Шнитке глазами художника» ЩЕРБАКОВ Андрей Александрович — заслуженный художник Российской Федерации, член Союза художников России, действительный член Российской академии художеств, преподаватель специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» АНПОО «ИРБиС».
Андрей Александрович, сегодня юные художники «рисуют» музыку Шнитке, доверяя бумаге свои эмоции. Ваши скульптурные композиции без преувеличения, меняют облик города в лучшую сторону, и в отдельных случаях даже «режиссируют» его пространство. Именно так произошло с памятником А. Г. Шнитке, установленном в 2018 году в одном из скверов Энгельса. А чем вдохновлялись Вы, приступая к работе над памятником гениальному земляку?
А. А.- Мне посчастливилось поработать над многими памятниками выдающимся людям родного края. Они прославили его на весь мир, но здесь, на их малой родине, мы с особым трепетом и уважением относимся к их наследию. Для меня это миссия! В 2018-м году мне поручили создать сразу четыре (!) памятника: художнику Андрею Андреевичу Мыльникову, певице Лидии Андреевне Руслановой, меценату Фёдору Егоровичу Кобзарю и композитору Альфреду Гарриевичу Шнитке. Забегая наперёд, скажу, что их открытие проходило одно за другим- сложно описать словами, что творилось тогда в прессе! С точки зрения музыкальных критиков, Альфред Гарриевич — сложный композитор, но огромный пласт его киномузыки оказался понятен и близок миллионам. Идея о том, чтобы в сюжете памятника соединить музыкальный инструмент и человека появилась практически сразу. Ею я поделился с братом Сергеем (прим. заслуженный художник России Щербаков Сергей Александрович), чьим профессиональным мнением очень дорожу. Вместе мы разработали два варианта, один из которых представлял собою бюст. Выступая на градостроительном совете, я высказался именно в его пользу, поскольку считал, что сквер, где предполагалось установить скульптуру, «диктует» такую форму. Но большинству понравился полноразмерный вариант. Спустя четыре года я вижу, что композиция «прижилась» на своём месте и даже гармонизировала пространство.
-Первая ассоциация, которая рождается при взгляде на памятник Шнитке, это полёт! Таков был замысел?
— Да! Полёт и творчество! Рояль находится в фантастическом полёте, разлетающиеся нотные листы задают ритм и тоже работают на эту идею. Образ родился под воздействием музыки Шнитке, в которой даже в самых крутых диссонансах ощущается невероятнейшая гармония и огромная сила мысли. Я шёл от эмоционального восприятия образов, рождённых гением композитора. Мне как художнику понятно и авангардное искусство, беспредметное по своей сути. Эксперименту всегда есть место в моём творчестве. Состояние человека мыслящего широко и нестандартно мне тоже близко. Художник, используя изобразительные элементы, создает музыку объёмов и стремится к гармонии. И хотя фигура маэстро отвёрнута от инструмента, видно ,что он погружён в свои сферы и сочиняет здесь и сейчас.
-То, что Вы одновременно работали над несколькими проектами, усложняло задачу?
— Для профессионального художника это стандартная ситуация, ведь ещё в процессе обучения нас готовят к многозадачности. Всё зависит от уровня профессионализма художника. Конечно, такое напряжение выдержит не каждый. В моём случае бесценной стала помощь и поддержка родного человека- брата.
-Когда проезжаете мимо своих творений ,которые сейчас украшают площади, парки и бульвары, что чувствуете и на что обращаете внимание?
— Смотрю, как «живёт» скульптура, насколько она сохранна, как «работает» патина.
— К вопросу о конкурсе. Вы уже видели работы конкурсантов. Что можете сказать об их уровне?
— Конечно, дети с разной подготовкой. Профессионалу это сразу становится ясно. Например, по используемым приёмам, по технике смешивания красок, построения композиции, расстановке цветовых акцентов, количеству цвета. Эти критерии все давно известны. Первостепенен созданный изобразительный образ, его выразительность. Если в скульптуре важны весовые отношения, то в живописи- это цвет, его количество и качество. Всё это изучается на уроках в школах искусств в курсе «Основы цветоведения».
— Художник- натура тонкая и впечатлительная, а юный художник вдвойне. Принимают ли члены жюри во внимание этот фактор?
— Мы сами проходили через подобные испытания и поэтому отлично понимаем ребят. Наша задача – не отвлекать и не влиять на творческий процесс. Мы поприветствовали участников, объяснили задачу, пожелали успеха и удалились. Лишь в перерыве провели небольшую фотосессию. У детей было 4 часа, чтобы сосредоточиться и справиться с поставленной задачей.
-Готовы ли были члены жюри прокомментировать работы конкурсантов?
— Конечно, ведь конструктивная обратная связь –это наиболее значимая роль жюри любого творческого состязания. Конкурсантам нужно быть готовым к тому, что замечания будут, и что это – хорошо! Это задает вектор развития и открывает новые горизонты для совершенствования мастерства. А совершенству, как говорится, предела нет!
-Андрей Александрович, а как Вы сами реагирует на критику?
— Мудрые люди говорят: если критика соответствует твоим сомнениям, то это правильная критика, если нет- не обращай внимание.
-«Жюрить»- тяжёлая работа? Груз ответственности ощущаете?
-Когда человек многому научился, он хочет это продемонстрировать и получить признание. Признание- это доверие, а доверие- это путь к ещё большему раскрытию. Когда нет доверия, художник закрывается. Нам, художникам-педагогам, нельзя стать такими людьми для детей. Другой вопрос — правильное отношение к конкурсам. Наставники должны объяснить, что конкурс- это всего лишь этап. Возможно, на этот раз ты не стал самым лучшим, не показал всего, чему тебя научили. Значит, нужно лучше готовиться и больше заниматься, тогда победа обязательно случится!
-Наверное, и родители тоже могут помочь правильно настроить ребёнка перед конкурсом?
— Во многом, ажиотаж от конкурса нагнетается как раз родителями. Для некоторых их дети, к сожалению, стали просто бизнес-проектом. Я думаю, что более здоровая позиция родителей после объявления результатов конкурса- не требование у жюри пересмотра, а беседа с ребёнком о дальнейшем развитии. Не следует забывать, что в творчестве главное- трудолюбие! Талант должен подпитываться трудолюбием, в противном случае он затухает.
-Так что же такое конкурс?
— Это один из инструментов профессионального роста. Стимул! Именно так происходит выработка правильной самооценки. И ещё немаловажный момент- самостоятельность. Педагог учит, наставляет, ведёт, а конкурс показывает, на что способен ребёнок сам.
— Всероссийский конкурс современного искусства на родине Шнитке. Как оцениваете это начинание?
— Горячо поддерживаю! Хотелось бы пожелать ему всемерного развития и серьёзной поддержки! Обычно нас, художников, немного задвигают, на переднем плане чаще музыканты- люди, которые создают праздник. Мы же в ответе за общее настроение. Недаром люди идут в музей, чтобы проникнуться атмосферой, вступить в диалог о сокровенном, вырасти духовно. В театре и филармонии солирует исполнительское искусство, а художник — это не исполнитель, а композитор! Именно композиторские способности мы и развиваем в своих учениках!
Члены жюри – РОГУЛИНА Наталия Николаевна – преподаватель Саратовского художественного училища имени А.П. Боголюбова, член Союза художников России, член Творческого союза художников России и СОКОЛОВА Оксана Владимировна – преподаватель Саратовского художественного училища имени А.П. Боголюбова.
— Региональный этап этого конкурса был достаточно сложным?
Н.Н.- Нам прислали огромное число работ в цифровом виде. И хотя это во многом упрощало задачу, всё же были свои нюансы: изображение на экране монитора и в реальности могли несколько отличаться или, например, не соответствовать требуемому формату.
О.В.- Хотелось пропустить в очный этап гораздо больше работ, но условия конкурса предусматривают ограничения. Мы можем отметить только 6 авторов. Каждый, кто прошёл отборочный тур, уже надеялся на победу. Заметно, что дети очень волновались, мы старались их успокоить и поддержать.
— Конкурс посвящён творчеству большого Музыканта и Человека. Как вы, уже состоявшиеся художники, воспринимаете его музыку?
Н.Н.- Впервые я услышала музыку Шнитке в Санкт-Петербургской филармонии, куда ходила по абонементу в годы учёбы в Академии имени И. Е. Репина. Я была уверена, что написал её немец, но почему она звучит так по-русски? Ответ на этот вопрос я нашла, когда переехала в Саратов. Изучив материалы биографии Альфреда Гарриевича, я заново открыла для себя фильмы, где звучит его музыка. Только тогда я стала «общаться» с ним как с волжанином.
О.В.- Моё знакомство с музыкой Шнитке произошло через мультфильмы. Она сразу показалась мне говорящей, рассказывающей истории. Благодаря этой музыке многие образы оживали и запоминались. И хотя сам композитор не считал музыку к кино и мультфильмам серьёзным делом, большинству он стал близок и понятен именно через неё. Так её воспринимают и наши дети сегодня. Готовясь к судейству, я переслушала многие из сочинений юбиляра, ведь эмоции нужно было освежить. К тому же, главное, на что мы обращаем внимание в работах ребят– это раскрытие темы.
Н.Н.- Изобразить музыку в цвете невозможно. Ребятам нужно было поделиться впечатлением от прослушанного, то есть пропустить через себя эмоцию, затем передать это изобразительными средствами, причём сделать это грамотно. Многие с задачей справились!