В рубрике «Лучший в профессии» преподаватели театрального отделения ДШИ № 6 ЭМР. «В театре жизнь всегда права!» 4 апреля 2024

В рубрике «Лучший в профессии» преподаватели театрального отделения ДШИ № 6 ЭМР. «В театре жизнь всегда права!»

«В театре жизнь всегда права!»

Так уж случилось, что стремление к прогрессу заложено в нас природой, но парадокс в том, что сверхпопулярные цифровые технологии стремительно вытесняют … своих же создателей. На этом фоне островком настоящего и живого, сердечного и ценного остаётся ТЕАТР, который никогда не сможет заменить никакая нейросеть или виртуальность. Человеку нужен человек!  Постичь эту истину, а ещё целостно воспринимать мир и себя, познавать красоту во всём её многообразии, творить и совершенствоваться могут те, кто соприкоснулся с искусством театра. Театра, появившегося столетия назад, конечно, много раз поменявшего лицо и форму, но всё такого же актуального, уместного и сохранившего любовь публики. Тот, кто однажды ощутил магию театра, уже не будет прежним! Мало того, он захочет делиться этим счастьем! Совсем как мои собеседники: преподаватели театрального отделения детской школы искусств № 6 Энгельсского района, руководители театра «ПараБум» Сергей Владимирович Внуков и Елена Александровна Винокурова. Наше знакомство состоялось именно в тот день, когда весь мир отмечал День театра!

— Театральное отделение в ДШИ № 6 в прошлом году перешагнуло двадцатилетний рубеж. Известна ли его история?

Е.А.:- У истоков стояла Гераськина Галина Алексеевна, которая сначала организовала театральный кружок при местном ДК, а потом здесь, в школе искусств. Я занималась в этом кружке с 10-го класса, до того окончив музыкальную школу по классу скрипки и фольклора. Театр так увлёк, что решила поступать в колледж искусств. А потом Галина Алексеевна пригласила работать на отделение (это было 12 лет назад), но сцена не отпускает: продолжаю играть в центре народного творчества «Дружба». Там отличные условия: по духу это самый настоящий и живой театр! К постановкам стараюсь привлекать наших ребят. Многие из них уже имеют опыт работы на такую масштабную аудиторию: вместимость зала ДК 750 (!) человек.

— Можно сказать, что Елена Александровна в своё время подхватила эстафету. А Вы, Сергей Владимирович, когда «заболели» театром и каков Ваш путь на театральное отделение ДШИ и в театр «ПараБум»?

С.В.: -Я родом из Ивантеевки Саратовской области. Уже 30 лет у нас в селе работает Детский музыкальный эстрадный театр «Чародеи», хорошо известный в области, поскольку многократно становился лауреатом значимых конкурсов. В прошлом году коллектив «Чародеев»  даже занесён на областную Доску почта Саратова. В репертуаре театра, которым руководит Светлана Валерьевна Торцева, множество отличных спектаклей и шоу-программ. Когда я пятиклассником впервые побывал на их спектакле, возникло желание стать артистом. Оно исполнилось спустя полтора года, когда Светлана Валерьевна  взялась за постановку по сказке Г. Х. Андресена «Гадкий утёнок», а меня пригласила к участию. Получается, что с 7-го класса я уже оказался в театральной атмосфере, и к 11-му классу точно знал ,что буду поступать в театральный.

-Значит, эти четыре года были очень насыщенными ?

-Чрезвычайно!  Много больших ролей! Помню, как в Вольске, куда мы привезли  постановку «Урок истории» ,  после спектакля ко мне подошла заслуженная артистка России Нина Константиновна Зверева, председатель специальности «Актёрское искусство» в Вольском филиале Саратовского областного колледжа искусств,  и выразила готовность принять меня на обучение без экзаменов. Конечно, мне хотелось поступить в нашу консерваторию, но, так уж случилось, что я пропустил срок подачи документов. Причина была уважительная: мы как «Лучший ученический класс» выиграли поездку в Москву , и я никак не мог упустить шанс побывать в столице. Вот тогда очень пригодилось приглашение Нины Константиновны. Я уехал в Вольск, поступил в колледж и после окончания 1 курса ушёл в армию. Уже после службы пробовал поступить в консерваторию, но не хватило баллов. Кстати, именно тогда я и познакомился с Еленой Александровной. По окончании колледжа я год отработал там же в качестве преподавателя, а потом переехал в Саратов и устроился на работу в ДШИ № 6.
— Можно сказать, что у вас сложился отличный творческий и дружеский тандем?

Е.А.- Так уж случилось, что между нами нет конкуренции. Каждый из нас ведёт свои дисциплины, и даже в подготовке сценических номеров, которое происходит индивидуально, мы помогает друг другу. Заявляя детей на конкурс, мы часто указываем сразу две фамилии.

С.В.- Мы как мама и папа для своих воспитанников! Есть некое разделение не только в преподавательском смысле, но и в личностном. Например, во время конкурса моё место в зрительном зале, я снимаю и фотографию процесс. Елена Александровна за кулисами, даёт последние наставления и поддерживает эмоционально.

-Сколько сейчас детей учатся на отделении? Интересуетесь ли мотивами тех ребят, которые приходят к вам?

Е.А. :- Сейчас на театральном отделении занимаются 74 человека. Конечно, всегда спрашиваем, чем руководствуются и чего хотят желающие учиться театральному искусству. Чаще всего детей приводят родители, заметив в своём ребёнке признаки артистической натуры. У нас даже есть подготовительное отделение для пяти и шестилеток. Со временем ребята понимают, что актёрство – это сложная работа и, прежде всего, над собой. И даже те, кто имеют проблемы с дикцией, при большом желании могут с ними справиться, а мы всегда готовы помочь.

С.В.:- С каждым классом нагрузка возрастает и появляются новые дисциплины, предусмотренные программой: «Актёрское мастерство», «Сценическое движение», «Художественное слово», «Слушание музыки», «Подготовка сценических номеров», «Театральные игры», «Грим» и др.

Мы стараемся нагрузку распределять так, чтобы дети не каждый день приходили на два часа, а чтобы они могли серьёзно погрузиться в работу.

— Театру сложно конкурировать с кино?

С. В. :- Это разные вещи. Театр правдивее и живее, чем кино! Один и тот же спектакль всегда разный! Лучшее времяпрепровождение – это поход в театр, например, в наш ТЮЗ.

Е. А. :- Театр сложнее, чем кино. Если нет возможности посетить театр и увидеть тот или иной спектакль, то мы на предмете «Беседы об искусстве» показываем ребятам телеверсию, потом обсуждаем и делаем выводы.

-Какие навыки приобретает ребёнок, который посещает театральное отделение?

Е.А.:- Все дети – талантливы и непосредственны! Если раскрыть их потенциал, результаты могут впечатлить. Мы работаем над развитием фантазии, воображения, внимания, концентрации, памяти и осознанной реакции.  Подростки учатся владеть собой, импровизировать и управлять своими эмоциями в разных жизненных ситуациях. В театральных занятиях всё завязано на игре.  А игра — самое эффективное средство для избавления от детских страхов. Наши ребята становятся смелее! Как педагог по речи, не могу не сказать о том, как совершенствуется речевой аппарат: речь становится внятной, голос -звучным.

С.В.:- Навык публичного выступления невероятно востребован! Быть услышанным хочет и взрослый, и ребёнок, а вовремя «включить» актёрскую харизму бывает чрезвычайно полезно. Благодаря занятиям по актёрскому мастерству дети учатся быстро находить общий язык со сверстниками, становятся более открытыми в общении. Спектакли очень объединяют! Мы не ставим перед собой цели вырастить обязательно артистов. По-моему, гораздо важнее, чтобы наши  дети стали достойными людьми, гражданами своего Отечества.

-О воспитательном потенциале театрального направления сегодня говорят с самых высоких трибун. Какую роль играет материал, с которым вы идёте к детям, тот, который они потом не просто читают со сцены, а проживают?

Е. А.:-Подбор текстов идёт постоянно и всегда в индивидуальном порядке. В репертуаре наших воспитанников есть классика, произведения поэтов Серебряного века, современников. Сложнее всего ребятам даётся военная тема, хотя сегодня она опять очень актуальна.

С. В.:- С началом СВО появилось много новых авторов, чьи сочинения отражают события в стране и настроения в обществе. Например, мне интересно творчество Юрия Резаева, известного по проектам Georgiy (Георгий) и «Записки алтарника». Он уроженец Вольска. Его стихи нередко озвучивают профессиональные дикторы и используют в роликах Минобороны.

Вам есть чем гордиться: воспитанники театрального отделения регулярно являются обладателями Губернаторских стипендий, что само по себе о многом говорит. Конкурсы, фестивали- необъемлемая часть жизни театрального коллектива?

С. В.:- Творческие состязания давно и прочно вошли в нашу жизнь. Их огромное количество. Стараемся выбирать те, в которых высокопрофессиональное жюри. Ценны их рекомендации и оценки. Совсем недавно приняли участие в очном этапе VI Всероссийского литературного конкурса чтецов русской литературы XIX-XX вв. «Поэтика». В числе 169-ти участников из 38-и регионов России поборолись за звания призёров и победителей конкурса. В жюри режиссёры, актёры и писатели. Результаты радуют: четыре диплома победителей привезли в родной Энгельс!

Е. А. :- Мы ребятам не сообщаем о том, что подаём документы на соискание какой-либо награды. И если родители, без подписи которых оформить весь пакет невозможно, не проговорятся, то для ребёнка известие о победе становится неожиданностью! Очень приятным сюрпризом, вдохновляющим и стимулирующим! Вот как раз сейчас ждём результатов конкурса «Молодые дарования России», куда мы отправили данные о трёх наших воспитанниках.

-Дети учатся, развиваются, побеждают, а нужен ли рост наставникам?

С. В. :- Конечно! Я никогда не выступал сольно, а в прошлом году в Петербурге решился попробовать свои силы. Рад, что удалось преодолеть барьер.

Е. А.:- Мы много читаем профессиональной литературы, участвуем в мастер-классах. Наша работа — это и есть наша жизнь, а дети – не просто ученики, а единомышленники, если не сейчас, то в будущем точно. Надеюсь, кто-то из них тоже придёт преподавать к нам на отделение. По секрету скажу: уже есть желающие!

Театр – это творчество коллективное, и здорово, если в нём царит атмосфера дружбы и взаимопонимания. Именно это почувствовала я, побывав в этот весенний праздничный день в ДШИ № 6. Но одного общения с руководителями театрального отделения было бы недостаточно. Хотелось увидеть и услышать учеников. Так и случилось! Рассказ о них впереди в рамках рубрики «Встречи с юными талантами». А пока, хоть и с опозданием, хочется поздравить всех со Всемирным днём театра! Уверена, что это праздник не только тех, кто верой и правдой служит Его Величеству Театру, но и нас, обычных зрителей, которые жаждут новых впечатлений и вдохновения. Пусть надежды оправдаются! Да здравствует ТЕАТР!