Встречи с юными талантами: «А музыка, живя в природе, сама служителей находит»
В какой момент поняли своё предназначение? Как произошла встреча с музыкой? Почему решили связать с ней свою жизнь? Эти и другие вопросы я часто адресую своим собеседникам-музыкантам. И всё чаще убеждаюсь, что это сама Музыка выбирает их, хотя кажется, что наоборот. Причём Музыка никогда не ошибается! Такие мысли посетили меня после встречи с юной пианисткой Марией Рощепкиной и её педагогом Наталией Геннадиевной Бабковой.
С весной у нас ассоциируется начало всего светлого и доброго, яркого и радостного, думаю, неслучайно моё знакомство с искренне влюблённой в музыку девушкой произошло в эту волшебную пору года. Кстати, в конце апреля Мария отметила свой день рождения, поэтому для неё оно особенно судьбоносно. Как весна- это всегда обещание грядущих тёплых, солнечных дней, так и успехи юной пианистки вселяют надежду на её большое музыкальное будущее.
В Центральную детскую музыкальную школу Маша пришла раньше, чем в общеобразовательную. Как говорится, по стопам старшей сестры Анны, которая к тому времени как раз завершала обучение и готовилась к поступлению в медицинский университет. «В семье Марии все медики, но музыку любят и стремятся дать детям всестороннее образование. Родители прислушиваются к мнению детей, стараются учитывать их природные склонности», — уточняет Наталия Геннадиевна.
Когда шестилетняя девочка переступила порог школы, опытный педагог сразу рассмотрела в ней ростки одарённости: «Маша- такой светлый, подвижный, увлекающийся человек! Настойчивый характер позволяет ей упорно двигаться к своей цели, иногда даже форсируя события. Если Маше нравится какое-то произведение, то она всеми силами будет стараться включить его в свою программу, несмотря на то, что оно рассчитано на более продвинутый уровень исполнительства. Уверена, что такая увлечённость- большое подспорье в обучении и росте». Наставник и ученица всегда находятся в диалоге. «Следовать только за желаниями не получится, есть определённая база навыков и знаний, которой необходимо овладеть. Стараемся находить баланс!»- говорит Наталия Геннадиевна. Большое значение она придаёт участию детей в конкурсах, расценивая их как определённую ступень в развитии: «Каков ни был вердикт членов жюри, главное в другом: мы готовились, преодолевали сложности, а значит- росли! Если наш репертуар подходит по условиям того или иного конкурса, мы участвуем!» И хотя такая активность усложняет выбор какой-то одной из побед на общем фоне, я всё же прошу Марию выделить самую памятную. «Наверное, это 2 –е место в прошлогоднем конкурсе юных талантов «Новые имена Губернии». Было очень волнительно выступать перед публикой после большого вынужденного периода дистанционных конкурсов, связанного с пандемией. Жюри во главе с народным артистом РФ Альбертом Михайловичем Таракановым было более чем высокопрофессиональным. Рада, что удалось справиться с волнением и проявить себя». Опыт преодоления стресса приходит со временем, у Марии это получается уже сейчас- помогает уверенность в собственных силах и поддержка близких.
Среди знаковых для Марии Рощепкиной достижений её педагог называет премию «Стремись стать рыцарем и защитником классической музыки», учреждённую в прошлом выпускником ЦДМШ, а ныне главным дирижером Академического симфонического оркестра Московской государственной академической филармонии, Народным артистом СССР Юрием Ивановичем Симоновым.
Настоящее обучение музыке не может ограничиваться только занятиями и конкурсами, нужны совместные музыкальные переживания. За ними наставник в сопровождении учеников и их родителей отправляется в областную филармонию. «Мы не пропускаем ни одного концерта приезжих пианистов. Потом на уроках обсуждаем все нюансы и детали их выступления, делимся впечатлениями», — говорит Наталия Геннадиевна. Лучше понимать своих воспитанников ей помогает большой жизненный и профессиональный опыт, а ещё умение поставить себя на место ребёнка: «Я отлично помню, что переживала и чувствовала в их возрасте. Мне очень повезло с преподавателями и в музыкальной школе №3, и в музучилище, и в консерватории. Всё, что знаю и умею, хочу передать ребятам. И хотя о педагогической деятельности я не мечтала, пришла работать и … увлеклась, ведь детские успехи очень вдохновляют, а их искренний интерес к музыке дарит много положительных эмоций». Наталия Геннадиевна признаётся, что преподавание отнимает очень много сил, восстановить которые ей помогает любимая семья: «Я с удовольствием иду домой после трудового дня, а на следующее утро с радостью спешу в школу к своим ученикам». Как и многие педагоги, она невероятно переживает во время выступлений своих подопечных, при этом повторяя шутливую фразу: «Вы не должны волноваться! Я волнуюсь вместо вас!» По словам Наталии Геннадиевны, именно она — самый строгий судья на любом конкурсе, ведь только ей известно, что удалось, а над чем ещё предстоит поработать. Зато и похвала из уст такого требовательного слушателя приятна вдвойне!
Все мы мечтаем о мире во всём мире, а у Наталии Геннадиевны Бабковой есть свой рецепт для достижения этой цели: «Я много об этом думала. Если бы все дети обучались музыке, то, возможно, на земле не было бы войн. Внутренняя культура, которую мы прививаем детям, идёт только во благо, она учит, что нельзя обижать и унижать человека, что любой конфликт можно разрешить мирным путём».
Каждый выход к публике для музыканта- это событие, тем более, если музыкант так юн. «Когда я вижу, как внимательно слушает меня зал, как тепло принимает зритель, мне хочется работать ещё больше!»- делится Мария. Судя по всему, музыка стала для неё настоящей путеводной звездой, а потому даже в быту ей хочется окружить себя вещами с музыкальной символикой: у девушки серёжки имеют форму скрипичного ключа, а сумка, с которой она пришла на занятия, украшена нотами. Музыка повсюду!
Думаю, что эта 13-я весна для моей очаровательной юной собеседницы особенная ещё и потому, что подарком на день рождения стал инструмент! «Родители мне подарили настоящее фортепиано, которое заказали в Германии. Я долго ждала доставку, считала дни. И вот свершилось!» Инструмент уже настроен и опробован. Первым в исполнении Марии прозвучал этюд любимого Шопена. Его произведения ближе всего по духу романтично настроенной девушке. А ещё в её плейлисте Бетховен, Григ и Рахманинов. Прослушивание творений этих гениев более всего волнуют воображение и трогают душу. Современная эстрадная музыка и прочие её направления ей совершенно не интересны.
Слушая Машу, я понимаю, что для неё музыка- это не просто способ понять мир, но и возможность выразиться, чем и объясняется её желание сочинять. Среди любимых предметов в гимназии она называет обществознание, поясняя, что любит писать сочинения-рассуждения.
Конец учебного года- самое время строить планы на лето. Вот только моя героиня настроена на работу, ведь именно летом у Марии будет больше свободного времени, которое она намерена использовать для самообразования. Такой порыв не может не восхищать! Уверена, что впереди у целеустремлённой и одарённой девушки новые победы и свершения! От души ей этого желаю!
Автор: корреспондент «Первого Республиканского телеканала» (г.Донецк) Ольга Кильченко