«Встречи с юными талантами». Авторская статья «Вечер. Консерватория. Шопен.»
Встреча с талантливым человеком – это всегда настоящий подарок! В моей жизни их было немало, но эта оказалась совершенно особенной. Возможность лично познакомиться с артистом, одержавшим победы в полусотне всероссийских и международных фортепианных конкурсов самого высокого профессионального уровня, дающим сольные концерты и широтой интересов претендующего на звание «мультиинструменталиста», предоставил Региональный центр поддержки одаренных детей.
Артисту, а точнее артистке, с которой предстояло встретиться всего девять лет. Несмотря на столь юный возраст, Анастасия Адучаева известна далеко за пределами родного Саратова, в чём можно легко убедиться, введя в поисковую строку её имя. «Награды не по возрасту», «Музыкальный вундеркинд», «Семилетняя девочка изумительно играет на органе», «Самый юный участник XXII телевизионного конкурса музыкантов «Щелкунчик»- такими заголовками пестрит интернет. Музыкой Настя занимается с 5,5 лет, а значит, весь творческий путь на сегодняшний день это всего 3,5 года. Сопоставив эту цифру с количеством конкурсов, фестивалей, концертов и соответственно — наград, премий, дипломов, воображение рисует не совсем радужную картинку «обыкновенного» ребёнка-вундеркинда, детство которого честолюбивые родители принесли в жертву на алтарь славы. Обстоятельства, при которых мы договаривались о встрече, сначала только подтвердили мои опасения. (Забегая наперёд скажу, что была счастлива ошибиться в своих ожиданиях!) «В выходные мы едем на съёмку в Москву. Телеканал «Карусель» хочет снять о Насте программу. Уже в понедельник мы будем в Саратове, после прослушивания и репетиции свободны»,- так обрисовала перспективу мама Насти. Вместо законных выходных с прогулками и мультфильмами – ночь в поезде, съёмка, занятия. График для взрослого артиста напряжённый, а для ребёнка тем более,- подумала я. Стало понятно, что легче мне подстроиться под ритм юной пианистки. Попросила пригласить меня на репетицию и вот- на часах 20.00, а я стою на проходной Саратовской консерватории. Оказалось, что в это время жизнь здесь просто кипит!
У Насти индивидуальная репетиция по саксофону. Да, помимо фортепиано и органа, она учится играть на саксофоне. Атмосфера в классе рабочая, преподаватель доброжелательно наставляет, девочка слушает и выполняет. Понятно, что зрители здесь лишние, а значит, есть время поговорить с самым родным и важным человеком в жизни ребёнка- мамой. Ищем свободное и ,по возможности, тихое (что очень непросто!) место для беседы. Интересуюсь, как часто проходят репетиции в столь поздний час? «Раньше мы вообще приезжали на репетицию к 10, 11 вечера, когда педагоги заканчивали занятия со студентами. Освобождались к половине 12-го. Ночь для многих музыкантов — плодотворное время. (Судя по всему, независимо от возраста)Мы живём в своём ритме: сегодня, например, приехали в Саратов в 7 утра, немного поспали и приступили к обычным занятиям. Начали с китайского. Его Настя решила учить сама, поскольку в консерватории много студентов из Китая, и ей хочется с ними общаться. Тем более что китайский язык, по мнению дочки , очень хорошо ложится на слух»,- рассказывает Нелли Борисовна. У неё самой за плечами три образования: музыкальное, юридическое и медицинское. С рождением дочери жизнь круто изменилась и в профессиональном смысле тоже- чтобы уделять больше внимания её воспитанию, отказалась от престижной должности в пользу репетиторства, но ни о чём не жалеет.
С самого раннего возраста Настя вместе с мамой бывала на разных выступлениях, концертах, представлениях, выставках- всё для того, чтобы найти что-то своё. А уже с трёх лет девочка начала посещать кружки и секции: художественная гимнастика, бальные танцы, плаванье, синхронное плаванье, шахматы. Успехи были, но точку в поиске поставила сама Настя, задав вопрос «Меня уже могут взять в музыкальную школу?». До того какого-либо интереса к музыке она не проявляла, а тут всё совпало, как говорится. Занятия очень ей нравились, но с педагогами не повезло: по тем или иным причинам они менялись. Пришлось самой Нелли Борисовне репетиторствовать с дочерью, хотя , по её мнению, это не самый лучший вариант. «В ноябре начав серьёзно заниматься, к декабрю Настя была готова к конкурсу. Даже волнения не было. Она спокойно исполнила программу. С тех пор конкурсы стали привычной частью нашей жизни»,- говорит мама. К слову, с педагогами и до сих пор возникают проблемы, ведь работать с таким одарённым и титулованным музыкантом задача нетривиальная. Два года с ней успешно справлялась преподаватель консерватории Ольга Михайловна Донник.
Помимо того, что Настя учится по классу фортепиано в школе для одарённых детей при консерватории, по классу органа в детской школе искусств г. Видное (Московская область), по классу саксофона в детской музыкальной школе духовых и ударных инструментов имени А. Д. Селянина, она ещё обучается в общеобразовательной школе, точнее, в инженерном лицее с математическим уклоном. Программу усваивает хорошо. «Школьные уроки не слишком мешают ей концентрироваться на том, что действительно важно,- уточняет Нелли.- Единственное, что приходится преодолевать, это боли в спине. Запущенный по халатности врачей сколиоз заметно прогрессирует и сказывается на её самочувствии. Было рекомендовано даже оставить занятия музыкой, на что Настя отреагировала фразой: «Мама, пойдём отсюда! Это плохой доктор!» и вышла из кабинета, невзирая на негодования врача». Такой вот недетский поступок восьмилетнего на тот момент музыканта. Время доказало, что такие категоричные запреты не имели никакого реального смысла.
В том, что Настя не по годам взрослая, убеждает и освоенный ею репертуар, и уровень тех конкурсов, в которых она одержала победы, и сам подход к музыке. Выбор произведения всегда за ней: только то, что нравится, трогает. Речь идёт о музыкальном вкусе! Он, безусловно, совершенствуется с каждым новым освоенным инструментом. Если фортепиано было в доме ещё до рождения Насти, то орган пришлось приобрести. Звучит, конечно, эклектично, но это чистая правда! В период пандемии доступ к инструменту был, по вполне понятным причинам, ограничен, а перерывы в занятиях могли негативно отразиться на обучении. Выход один- купить орган! Для этого, пришлось продать взятую в ипотеку квартиру, предназначенную Насте. «Купите орган! На квартиру заработаю сама!», — так высказалась «хозяйка». Теперь цифровой орган итальянского производства в её полном распоряжении. Вскоре появился и саксофон. Его звучание покорило сердце юной артистки, а вот денег на покупку не было. Тогда Настя все свои стипендии, денежные премии и прочие «трудовые» доходы стала копить, жертвуя покупкой игрушек и сладостей. Аппетит, в том числе и музыкальный, судя по всему, приходит во время игры. Сейчас Настя мечтает об ударной установке и всё чаще поговаривает об… арфе.
Одарённость дочери Нелли воспринимает как подарок судьбы несмотря на все те испытания ,которые жизнь ей преподнесла взамен. Самым большим на сегодняшний день достижением она считает не какую-то конкретную победу в конкурсах высочайшего уровня, а то, как дочь справляется с собой и обстоятельствами, какую силу воли демонстрирует в достижении целей. «Вспоминается выступление Насти в Московском Доме музыке. Ей 7 лет. Ярко освещённая сцена, зал утопает в темноте. Настя сбивается раз, два, три.. Съехала подставка, на которой она сидит, чтобы доставать до педали, слёзы ручьями. Третье произведение играет, стоя на одной ноге, едва дотягиваясь до струн…И всё-таки завершает начатое. Молча, без жалоб и истерик».
Конкурсы для Насти сейчас это не самоцель, а путь к вершинам мастерства, отступить или остановиться- значит, предать свой талант. «Есть особое ощущение сцены,- рассказывает Нелли- оно позволяет спокойно выступать перед публикой. Стоит только на пару месяцев сделать перерыв, и стресс будет огромный. Нужно всегда быть в тонусе». Сама Настя больше любит концерты, которые чаще всего проходят при полных аншлагах. Мама вспоминает, что на один из них в англиканской церкви в Москве, все 200 билетов были раскуплены в короткий срок. А когда люди стали аплодировать стоя, маленькая органистка подумала, что те просто хотят уйти- так непривычно это для неё тогда было!
Разговор не мог не зайти о будущем Насти. Как это не удивительно, но идеальным Нелли Борисовна считает то, в котором её дочь будет, прежде всего, счастливой женой и мамой, а потом уже музыкантом. «Хочу, чтобы она могла заниматься музыкой в своё удовольствие, не думая о хлебе насущном. Околомузыкальный мир конкурсов и фестивалей не прост. К сожалению, иногда приходится сталкиваться с несправедливостью, ведь путь к известности- тернист и требует много сил, отнимает много времени и нервов. Наша задача сегодня- показать себя, максимально раскрыть свой потенциал»,- говорит Нелли. В этом деле большую поддержку талантливой девочке оказывает Саратовский областной учебно-методический центр. Палочкой- выручалочкой называет его Нелли Борисовна. «Особенно оценили мы роль центра , когда в прошлом году из-за сложной эпидемиологической ситуации был закрыта консерватория, а значит, и доступ к роялю. Все конкурсные программы предусматривают видеозапись исполнения именно на этом инструменте. Наши домашние цифровые в этом случае не подходят: не те нажатие и звучание. Здесь же нам оказали полное содействие- мы приняли участие во всех мероприятиях, не потеряли время. И вообще, всё, что касается освещения наших достижений в СМИ, на центр мы тоже всегда рассчитываем. Достаточно вспомнить торжественную церемонию вручения Насте стипендии Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, организованную при содействии учебно-методического центра».
Пока мы общались с Нелли Борисовной, репетиция у Насти закончилась. И вот тут обнаружилась … пропажа портфеля. Объясняется всё очень просто! Консерватория для Насти – просто дом родной, каждый уголок которого знаком и уютен, а дом, надо сказать, внушительных размеров. Не сразу и вспомнишь, где оставил нужное. Маме поручили поиск, а беседу продолжили с Настей. Меня предупреждали о её молчаливости, но на деле, всё оказалось не так. На любой мой вопрос следовал развёрнутый, искренний ответ. Вообще, если честно, эта девочка на меня произвела неизгладимое впечатление. Хрупкая, милая, с ясным, открытым взглядом. Практически сразу на ум пришло определение «зрелая душа» (есть такое понятие в эзотерике). Читать-то о таком я читала, а вот столкнулась впервые. Считается , что эти дети очень терпеливы, отзывчивы, не по годам мудры и наделены способностями, которые намного превосходят те, что можно ожидать от ребёнка этого возраста.
Сначала говорим о репетициях и концертах. Оказывается, главное для Насти –это радость и удовольствие от самих занятий музыкой. И время для обычных детских радостей тоже находится: и погулять во дворе с подружками удаётся, и в куклы поиграть, и почитать, и фильм посмотреть. В этом плане вкус у девочки своеобразный: немного смущаясь, признаётся, что неравнодушна к жанру хоррор (ужасы).
Среди состоявшихся музыкантов у Насти нет абсолютных кумиров, а вот познакомиться с некоторыми выдающимися музыкантами хотела бы. Самая желанная встреча с 15-летней обладательницей Гран-при II Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Cоmpetition москвичкой Александрой Довгань. «Очень нравится всё, что она исполняет. Если то произведение, которое разучиваю я, уже играла Александра, обязательно нахожу запись и слушаю», — говорит Настя.
С целями в жизни девочка определилась, все они связаны с музыкой: педагогической деятельности она предпочтёт исполнительскую сольную карьеру, а вот с инструментом пока нет полной ясности. То, что ей дано больше, чем её сверстникам, Настя понимает: «Я всё запоминаю очень быстро. Почему так происходит, не знаю». В репертуарном листе юной артистки сложнейшие инструментальные произведения, исполнение которых требует не только виртуозной техники, но и умения вдохнуть жизнь в ноты, передать музыкальное содержание, мысль и чувство, заложенное композитором. Удивительно, но Насте, несмотря на свой юный возраст, это по силам, что отмечают члены жюри престижных конкурсов, педагоги, состоявшиеся музыканты мирового уровня.
Насте очень хочется продолжить наше общение в классе, где есть инструмент, она сама предлагает что-нибудь исполнить. С радостью соглашаюсь! Недолгие приготовления: нужно сделать стул повыше для удобства пианистки. И .. комнату заполняет чарующая мелодия этюда Шопена. В этот момент трудно поверить в происходящее: ночной город за окном, а здесь, в ярко освещённой комнате, девочка за роялем, её пальчики скользят по клавишам и… волнующая, изысканная, лёгкая, парящая музыка расцвечивает окружающий мир, уводя в иные сферы. Чудо- другое определение трудно подобрать!
От избытка эмоций хочется обнять девочку! Великолепная музыка продолжает жить и после того, как она стихла…
Уже поздно, мы одеваемся и выходим из консерватории. Так много всего ещё хочется спросить, многое услышать. Судя по всему, Насте тоже: она шепчет маме на ушко просьбу проводить меня немного, мама соглашается. Идём по проспекту, беседуем о разном. Расстаться, действительно, сложно. Теперь моя очередь провожать моих сегодняшних собеседниц, что я и делаю с удовольствием. Наконец, прощаемся, надеясь на новую встречу. Светло, ясно и тепло от таких встреч на душе даже в прохладный осенний вечер! Так хочется верить, что к талантливой девочке судьба будет благосклонна, а впереди её ждут новые победы и успехи, а главное, что рядом с ней понимающие и любящие люди.
Автор: корреспондент «Первого Республиканского телеканала» (г.Донецк) Ольга Кильченко
Фото из личного архива семьи Адучаевых и архива Регионального центра поддержки одаренных детей