Встречи с юными талантами: «Без ученья и таланта не бывает музыканта!» 4 марта 2024

Встречи с юными талантами: «Без ученья и таланта не бывает музыканта!»

Сущность «волшебства, называемого искусством», каждый определяет по-своему. Бесспорно одно: именно искусство пробуждает в нас всё самое прекрасное! А его роль в воспитании ребёнка переоценить просто невозможно. Для нормального развития оно необходимо как … воздух! Ведь только приобщаясь к искусству, человек учится воспринимать окружающий мир во всём его великолепии и многообразии, обретает верные нравственные ориентиры, а значит, развивается гармонично. А ещё учится трудиться! Ежедневно, вдохновенно, усердно, целеустремлённо! Правило 10 тысяч часов для достижения профессионализма и в сфере музыкальной педагогики работает безотказно.

О таланте малыша, переступающего порог музыкальной школы, судить берётся не каждый педагог, есть только способности — вот их и придётся развивать. «Одарённость человека, — говорил В. А. Сухомлинский, — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод». Задачу, стоящую перед учителем, более точно, чем отечественный педагог-гуманист, сформулировать сложно. Для достижения результата и ребёнку придётся приложить максимальное количество усилий. Такая готовность заниматься много и часто, по доброй воле и велению сердца — непременное условие для «явления» таланта этому миру. Об этом в один голос твердят учителя, чьи воспитанники добились выдающихся успехов в выбранном творческом направлении и чьими достижениями гордится не только малая родина, но и вся страна.

Софии Токаревой всего 10 лет, она второй год учится по классу скрипки у Ольги Сергеевны Щёголевой, заслуженного работника культуры РФ, заведующего кафедрой струнных инструментов Центральной детской музыкальной школы. Большой преподавательский и человеческий опыт позволил скрипичному педагогу в юном даровании рассмотреть огромный потенциал. Старательность, эмоциональность и музыкальность Софии, по мнению Ольги Сергеевны, вселяют надежду на большое будущее её ученицы. «Я люблю заниматься на скрипке. Обязательно уделяю этому не меньше часа в день, а по выходным играю два часа», — подтверждает слова учителя сама девочка.

«Есть дети, которым контроль необходим на каждом этапе обучения, но у Софии совсем другая ситуация: её достаточно направить, а дальше она справится самостоятельно. Девочка отлично успевает и в общеобразовательной школе, и в музыкальной», — уточняет Ольга Сергеевна.

По словам моей юной собеседницы, музыка постоянно звучит у них дома. Чаще всего это классика и джаз. Можно сказать, что в музыку Соня пришла по стопам старшей сестры Анны, которая в настоящее время учится на 3-м курсе в колледже искусств по специальности «Фортепиано». Сёстры часто участвуют в благотворительных программах, проводимых в православных храмах, а совсем недавно выступали дуэтом в проекте «Музыкальная семья». Вместе с мамой Ольгой Алексеевной они посещают концерты симфонической музыки в консерватории и филармонии. Соня рассказывает, что особенно запомнился ей фортепианный вечер солиста Московской филармонии, народного артиста России, почетного члена Российской академии художеств Николая Львовича Луганского. В его исполнении тогда прозвучали сочинения «самого русского композитора» Сергея Васильевича Рахманинова. «Живые концерты мне нравятся больше, чем в записи. Здесь эмоции ярче», — поясняет Соня. Такая чувствительность – тоже проявление музыкальной одарённости. «Девочка на сцене ведёт себя очень органично, раскрепощённо и главное, видно, что она играет с удовольствием, что всегда тонко чувствует слушатель», — подчёркивает наставник.

Через мир звуков, ритмов, мелодий происходит познание жизни. Ключевая, направляющая, роль в этом процессе, конечно, принадлежит учителю. Посвятив более 40 лет музыкальной педагогике, Ольга Сергеевна не просто блестяще владеет методикой, и, как она сама говорит, живёт каждой нотой, но и чувствует всей душой своего ученика. И в этой «науке» нет мелочей! Важен личный контакт, важна поддержка родителей, важны желание и настрой самого ребёнка. Даже выбор инструмента — это целое искусство! Вместе с Соней Ольга Сергеевна побывала в специализированном магазине и помогла выбрать и саму скрипку, и смычок, и удобный мостик, и канифоль. «Каждый новый урок — это всегда открытие. Когда у Сони получился штрих в правой руке, мы радовались вместе!» — рассказывает педагог.

«Какой главный урок ты усвоила за два года занятий?»- этот вопрос я адресую Соне. «Наверное, то, что нужно больше стараться самой дома разбирать по кусочкам произведение, добиваясь штриха», -прозвучало в ответ.

«За всё время работы с детьми, я нечасто встречала такое усердие в занятиях, такую самоотдачу и работоспособность, как у Софии Токаревой. Даже во время болезни (а это, к сожалению, случается) она не прекращает упражняться и учить тексты, чтобы не отстать от программы. Очень горжусь, что именно Соню отобрали от нашей школы для участия в проекте Саратовской консерватории «Сохраняя традиции» как одну из самых перспективных юных скрипачек. Уверена, что она оправдает наши надежды»,-делится Ольга Сергеевна.

София делает только первые шаги в мир музыкального исполнительства. «В прошлом году она принимала участие в городском конкурсе юных скрипачей. Для неё это первый опыт выхода на большую сцену. И хотя по решению жюри София заняла 3-е место, я считаю, что с задачей она справилась отлично. Возможно, просто не хватило уверенности», — говорит педагог. А значит, высокие достижения и победы впереди! От всей души этого желаем девочке, которая дышит и живёт музыкой!

Корреспондент «Первого Республиканского телеканала» (г.Донецк) Ольга Кильченко