Встречи с юными талантами: Без жертв исчезнет красота. 5 сентября 2023

Встречи с юными талантами: Без жертв исчезнет красота.

Возможно, для коренных жителей Саратова встреча с историей буквально на каждом шагу явление привычное, но для меня всё в диковинку! Второй визит в Саратовский областной колледж искусств, который располагается на пересечении улиц Радищева и Мичурина в бывшей усадьбе П. П. Шмидта, чем-то сродни путешествию на машине времени. Из шумного и динамичного городского утра я шагнула в совершенно другую реальность. Тишина и величественность обстановки настраивали на беседу о высоком и прекрасном искусстве балета. И, конечно, она состоялась! Причём сразу с двумя балеринами: заслуженной артисткой РФ, народной артисткой РФ Людмилой Анатольевной Телиус и её ученицей, губернаторской стипендианткой Есенией Хохлачёвой.

За плечами у Людмилы Анатольевны блестящая балетная карьера, гастроли практически по всему миру и огромный педагогический опыт. Глядя на неё сегодня, меньше всего хочется думать о цифрах. Передо мной невероятно красивая, элегантная, энергичная женщина с королевской осанкой,  которая всегда отличала служительниц Терпсихоры.

В напряжённом рабочем графике художественного руководителя колледжа нашлось небольшое «окошко»,  и она с готовностью откликнулась на моё предложение поговорить о своей воспитаннице и о деле всей жизни. «Преподаю я уже, наверное, лет 30. Когда ушла со сцены, была  педагогом- репетитором в театре, потом пришла в колледж и осталась. Поначалу было сложно, ведь приходилось отвечать не только за себя, да и много других организационных моментов». Вспоминая годы своего ученичества,  Людмила Анатольевна отмечает строгость и даже суровость  своих педагогов, обоснованность которой стала понятна спустя годы. «Я считаю, что педагог должен быть строгим, ведь далеко не каждый ребёнок настолько мотивирован, что готов заниматься тяжёлым физическим трудом регулярно и с удовольствием. А в балете, как и в любом деле, главное- результат, который  немыслим без полной самоотдачи». В своё время именно такой подход позволил Людмиле Анатольевне получить заслуженное признание и самые высокие награды. При этом все мы понимаем, что за кажущейся лёгкостью, с которой балерины парят по сцене, стоят десятки часов в репетиционном классе, а ещё боль, пот, слёзы…Хрупкость тоже обманчива. «Во время гастролей по Китаю за месяц мы дали 24 (!)спектакля», — вспоминает Людмила Анатольевна.

Только полностью  состоявшийся в профессии человек, способен передать свой опыт и свои знания тем, кто решился прийти в  прекрасный и жестокий мир балета. Ежегодно в Саратовский областной колледж искусств поступают очарованные этим искусством. «К сожалению, мальчиков с каждым годом всё меньше и меньше,- сетует педагог.- Для парных танцев приглашаем артистов из театра. И даже не все наши студентки свяжут свою жизнь с балетом. Артист балета- это, прежде всего, энергетика». Её-то и разглядела Людмила Анатольевна в юной Есении, и ещё, конечно,  физические данные. «Когда Есения только пришла к нам, я сразу обратила внимание на её «балетные» ноги.  Фактура у девочки очень женственная, она хорошо чувствует музыку. На общем фоне она всегда выделялась».

Без стального характера в балете тоже делать нечего. Есении ужу удалось его закалить, преодолев испытание в виде травмы и последующей операции. Месяц в гипсе, ещё полтора на восстановление, время сомнений и переживаний, к счастью,  осталось позади. Сегодня она в отличной форме и готовится к сдаче госэкзаменов.

Чтобы пообщаться с самой юной артисткой, дожидаемся перерыва в занятиях.

Особая балетная поступь, расправленные плечи, высоко поднятая голова (рядом с такой собеседницей хочется самой немного приосаниться). Есения..Это имя, по-моему, созвучно слову «весна». Оказывается, таким редким именем девочку окрестил дедушка Вячеслав Яковлевич Хохлачёв, человек хорошо известный  всем любителям музыки. Это именно он основал и долгие годы руководил оркестром народных инструментов «Покровские зори». Кстати, сейчас этот коллектив носит его имя.  Там же, в «Покровских зорях», пели и играли все члены семьи. Юной Есении тоже прочили инструментально- вокальное будущее, но она решила иначе. «Однажды мы с мамой побывали на спектакле «Дон Кихот» в нашем театре. Вот тогда, глядя на происходящее на сцене, я поняла, что хочу стать участницей этого действия, а не просто зрителем», — говорит девушка. Родные, по её же словам, втайне надеялись, что поступить в колледж ей не удастся: уж слишком сложны отборочные туры. Но, к всеобщему удивлению, девочку приняли. Поначалу особых успехов в учёбе не было, но со временем ситуация начала меняться. Под руководством опытного наставника Есения смогла заявить о себе. Среди самых важных профессиональных достижений на сегодняшний день – получение стипендии прима-балерины Большого Театра России, народной артистки и депутата Государственной Думы Светланы Захаровой, а также участие в Международном фестивале-конкурсе хореографических училищ (колледжей) и академий «Малый Нуреевский».  «Хотя мне и не удалось попасть во второй тур, я получила огромный опыт, прошла мастер-классы, поняла, к чему нужно стремиться», -говорит Есения. Теперь она, бывая на балетных спектаклях в качестве зрителя, совсем иначе смотрит на происходящее:  «Вижу ошибки, отмечаю удачные моменты, учусь!»

Стремление жить, творить, говорить со зрителем посредством танца растёт с каждым днём: «Я очень люблю сцену! Свет софитов меня манит!» Ради этого она готова пожертвовать многим, ведь не секрет, что жизнь артиста полна ограничений. Несмотря на ореол сказочности, которым окружён балет, он учит максимально реалистично смотреть на мир. «У меня есть амбиции, но я знаю свои возможности. Хочется прийти работать в хороший театр, показать себя с лучшей стороны и со временем получить сольные партии», — говорит Есения. А пока лучшими в своём  репертуаре она считает  вариации Медоры (из балета «Корсар») и Гаянэ (из одноимённого балета). «Многие отмечают, что партия Медоры идеально мне подходит»,- говорит она. – А вот с ролью Гаянэ сложнее:  очень много прыжков, нужно ещё работать над дыханием». В мечтах у девушки выйти на сцену в образе Авроры в легендарной «Спящей красавице» П. И. Чайковского: «Это балет-сказка, в котором прекрасно всё! Эмоции, нежность, фееричность создают волшебную атмосферу!» И Есения знает, о чём говорит: этот спектакль она видела не только на саратовской сцене, но и в Большом театре,  билет в который несколько лет назад подарил ей папа на Новый год.

Впереди у Есении Хохлачёвой очень ответственный жизненный этап: государственные экзамены и отчётный концерт. Вместе с педагогом она готовит представить на суд экзаменационной комиссии, в том числе, и поэтичное адажио из бессмертного «Щелкунчика». Уверена, что творческий тандем достойно справится с задачей, ведь на их стороне и колоссальный опыт, и огромное желание радовать своим искусством зрителя.

Автор: корреспондент «Первого Республиканского телеканала» (г.Донецк) Ольга Кильченко