Встречи с юными талантами. Кирилл Малямин: «Нельзя без музыки прожить!»
«Нельзя без музыки прожить!»
Праздник творчества, молодости и таланта под названием Дельфийские игры продлился всего шесть дней, но, как и любой настоящий праздник, запомнился его участникам надолго или даже навсегда! Особенно, если он подарил не просто приятные эмоции, а заслуженную, добытую в честной борьбе, победу! Дуэт домристов Кирилла Малямина и Александра Кагияна, обучающихся Саратовского областного колледжа искусств, стал обладателем золотой медали XXII молодёжных Дельфийских игр. Воспитанники заслуженного работника культуры РФ Сергея Васильевича Лопатова достойно представили родной Саратов на всероссийском уровне, а их отличный результат – это своеобразный аттестат профессионализма.
С юными представителями саратовской домровой школы, учениками ДШИ № 11, я встречаюсь не впервые, но возможность поговорить, что называется, по душам, с Кириллом Маляминым появилась только сейчас. Этот яркий, харизматичный парень сразу обращает на себя внимание- я довольно часто встречаю его в компании молодых людей на проспекте Столыпина. Его манера поведения и стиль в одежде никак не выдают принадлежность к миру классических музыкантов или «народников». Кирилл- абсолютно современный, активный, позитивный. «Я много общаюсь с музыкантами, среди них есть и рэперы, и вокалисты, и диджеи, и пианисты. В студии, где мы экспериментируем с записью оригинального контента, возникают совершенно неожиданные дуэты: например, домры и скрипки, -рассказывает мой собеседник и сетует, что часто сталкивается с неверным суждением о домре. «У некоторых с ней только одна ассоциация- скоморохи, что сродни утверждению, Россия- это водка, медведи и балалайка или, что на фортепиано можно исполнять только этюды Шопена. Смешно и грустно! Мир изменился, музыка тоже!»,- утверждает Кирилл. Он старается менять отношение к домре, для чего ведёт страничку в соцсетях, где словом и делом доказывает, что домре подвластны композиции различной сложности и любой стилистической направленности: от оригинальных произведений до переложений сочинений классических композиторов.
«Я слушаю очень разную музыку, всё зависит от настроения. Например, вчера это был рэп, сегодня по дороге сюда — «Шторм» Вивальди в современной обработке. В стенах школы и колледжа я серьёзный музыкант с классическим репертуаром, в компании ровесников-человек, чьи вкусы в музыке созвучны времени. Вообще, музыка правит всем!- заявляет Кирилл. – С помощью музыки можно выразить любую мысль или чувство. Даже объясниться в любви! Я так поступал!». Себя парень называет «ходячим оркестром», поскольку играет на нескольких инструментах и пробует себя в диджеинге. И хотя Кирилл считает, что живёт в двух совершенно отличных друг от друга мирах: учёбы/классической музыки и обычной жизни с её иногда далёкими от классики ритмами, смею утверждать, что это всё же один мир искренне влюблённого в музыку человека. То, как артистично, вдохновенно и виртуозно он выступает на академической сцене, завоёвывая внимание и любовь публики, сродни желанию диджея, который не просто миксует треки, а может управлять настроением людей, побуждая их выразить себя в танце. Полученная на уроках в музыкальной школе база знаний стала основой для поиска своего творческого пути и самореализации. Обучение продолжается и сейчас, хотя Кириллу так хочется скорее отправиться в свободное плавание – «Только я и музыка!», как говорит он. Кстати, именно народная музыка открыла ему дверь в мир большой музыки. В детстве впервые услышав игру на балалайке, он был восхищён и захотел учиться, но класса балалайки в школе не оказалось, с домрой повезло больше. Об инструменте он тогда знал немного, и вся ответственность легла на плечи педагогов, которые смогли увлечь, научить и вдохновить! Мой опыт недолгого общения с Сергеем Васильевичем убеждает, что он может «заразить» любовью к домре любого: так увлечённо он говорит о ней, так неистово, даже страстно увлечён музыкальной педагогикой. Для Кирилла за годы обучения он стал не просто наставником. Два года, пока мальчик по состоянию здоровья не мог посещать музыкальную школу, уроки проходили дома, и в конкурсах он продолжал участвовать( на сцену Кирилла выносили папа и … Сергей Васильевич). Вспоминает мой собеседник, что педагог присутствовал и в тот момент, когда врачи наконец-то разрешили ему ходить без костылей! «Те, кто только начинают заниматься у Сергея Васильевича, считают его очень строгим,- говорит Кирилл.- Но я думаю, что без строгости вообще ничего не добиться. Я благодарен ему за требовательность и профессионализм!» Возможно, именно такой подход и помог Кириллу добиться впечатляющих результатов: стать многократным губернаторским стипендиатом, дважды победить в конкурсе «Молодые дарования России», а в десятках состязаний разного уровня получать звания лауреата (лишь дважды за всё время -дипломанта).
Все, без исключения, педагоги, с которыми мне доводилось общаться в рамках этой авторской рубрики, говорили об огромной роли семьи в деле обучения музыке. Сколько бы мы ни возлагали надежд на школу и учителя, всё и всегда берёт истоки в семье. И даже если родители никогда не занимались музыкой, детям открыты двери во все музыкальные школы, кружки, студии. Задача родителей –поддержать ребёнка в стремлении научиться чему-то новому. Папы и мамы- это те самые первые зрители и слушатели, от реакции которых во многом зависит будущий успех. У Кирилла всё сложилось очень удачно: в музыку он пришёл по стопам старшей сестры Кристины и родители уже имели опыт воспитания музыканта. Мама даже окончила музыкальную школу, чтобы помогать при необходимости. Кирилл вообще уверен, что она настолько хорошо разбирается в музыке, что может научить играть не домре любого желающего. То, что родители полностью живут его интересами и увлечениями, парня очень радует: «Они вкладываются в нас, детей (младший брат Илья тоже домрист), и энергетически, и финансово, и морально. Разве не здорово, что дело, которым я горю, волнует и моих близких, которые всегда готовы подставить плечо. У меня от них нет секретов. Разногласия, конечно, случаются, но быстро преодолеваются. С их стороны не только поддержка, но и воспитание».
У Кирилла, помимо музыки, ещё много увлечений: грим, пиротехника, скаутское движение, кулинария, резьба по дереву и, наконец, актёрское мастерство. Оказывается, это тоже важная часть его жизни. Уже несколько лет он занимается в студии имени Олега Павловича Табакова при ТЮЗе, выходит на сцену в репертуарных спектаклях. Один из самых любимых- «Питер Пен и Венди», в котором сыграл практически все роли (даже Венди на репетициях), и который знает не только наизусть, но и, как говорится, изнутри. Знания и навыки, приобретённые в театральной студии, парень ценит очень высоко, утверждая, что они помогают правильно расходовать жизненную энергию и строить взаимоотношения с людьми. Кирилл чуть ли единственный из моих юных собеседников, который, если верить его утверждению, совершенно не волнуется перед конкурсным выступлением. «Гораздо больше я люблю готовиться к конкурсу, ведь это занимает довольно много времени, -говорит он.- Если честно, конкурсов в моей жизни было так много, что все они слились в один. Для меня конкурс — это просто концерт, где я должен продемонстрировать максимум, подарив радость зрителю. На Дельфийских играх это получилось!»
Открытостью и общительностью Кирилл очень располагает к себе, а его спокойная уверенность в своих силах вызывает уважение. Не зря знакомые говорят, что рассуждает он слишком по-взрослому для своих 17-ти лет. И читает он отнюдь не развлекательную литературу: своими авторами считает классика мировой литературы М .А. Булгакова и одного из самых эксцентричных авторов современности Чака Паланика.
Лето только начинается, и на него у Кирилла Маямина большие планы, которые он описал в трёх словах: «Домра!Домра!Домра!» Уверена, что с таким настроем новые победы не за горами, чего я Кириллу от всей души желаю!