
Встречи с юными талантами. Максим Чернигин из ДШИ №1 им. П.А.Фролова ЭМР
В рубрике «Встречи с юными талантами» мы расскажем вам о талантливом Максиме Чернигине, обучающемся в 3 классе «Детской школы искусств №1 им. П.А. Фролова Энгельсского муниципального района» на отделении народных инструментов по классу баяна.
«Будь всегда со мною рядом, мой товарищ, мой — баян!»
Этому инструменту подвластны любые музыкальные жанры и направления, вся палитра эмоций. Неслучайно, именно его называют душой русского народа. Мощь баяна настолько велика, что совладать с ней способен далеко не каждый! А вот восьмилетнему Максиму Чернигину, ученику 3-го класса «ДШИ №1 им. П.А. Фролова ЭМР», это удаётся!
Уверенно, без суеты, со знанием дела он берёт в руки инструмент и … в мгновение ока переносит нас в другую реальность. Русская народная песня «Как у наших у ворот», ярко и эмоционально исполненная совсем юным лауреатом IV конкурса Новые имена Губернии-2024», настраивает на позитивный и даже оптимистичный лад! И заставляет задуматься о том, что народная песня способна дать ребёнка гораздо больше, чем любая другая музыка, ведь позволяет прикоснуться к своим корням, а значит, понять самого себя. Просто удивительно, как иногда оказываются важны такие «пережитки прошлого». Как много они могут дать нашим детям! Да и нам самим, уж если говорить совсем откровенно. Здорово, что педагоги в работе с малышами при составлении программы делают акцент на народной песне.
— Именно этим Максим и покорил членов жюри одного из самых престижных творческих состязаний губернии?— свой вопрос я адресую Любови Анатольевне Николаевой, преподавателю ДШИ, у которой Максим обучается уже третий год.
Л.А. — В конкурсную программу входило ещё одно произведение – «Мамин вальс» авторства Александра Доренского. Мы постарались представить разнохарактерные композиции. Это наш первый опыт участия в областном конкурсе такого уровня. Вообще в последнее время стараемся чаще заявлять о себе. Отрадно, что практически каждый раз весьма результативно! А ведь мы только в начале пути! Максим занимается всего третий год.
Творческая эстафета и чудесный баян!
-Максим, почему именно баян?
М.- Мой папа очень любит музыку и в детстве играл на аккордеоне. Мне тоже захотелось попробовать. Папа предупреждал, что будет трудно. Он оказался прав!
Л.А.- Примечательно, что Андрей Петрович- папа Максима, окончил нашу музыкальную школу. В тот год, когда он уже выпускался, я как раз пришла сюда работать. Он занимался у меня оркестром. Вот такая преемственность! Рада, что и сына своего он привёл учиться к нам. Имея за плечами музыкальное образование, Андрей Петрович активно включён в образовательный процесс. Я всегда могу рассчитывать на его помощь в контроле за выполнением домашних заданий. Такой тандем уже приносит результаты: Максим быстро продвигается в овладении очень непростым инструментом. Но главная польза от занятий лежит даже нес только в музыкальной плоскости. Важнее то, что ребёнок получает развитие всех своих способностей.
-Получается, баян является «воспитательным и образовательным инструментом», при помощи которого реально можно ускорить развитие ребёнка?
— Именно! А всё потому, что в этом инструменте, при его небольших габаритах и весе, одновременно сочетаются сама мелодия и аккомпанемент. Любое произведение ему под силу: от классической музыки до эстрадных произведений. Его мобильность и достаточная громкость, позволяет выступать практически на всех площадках, аккомпанировать не только солисту, но и хору. К тому же, занятия на баяне требуют тотальной концентрации внимания. Ребёнок учится читать сразу две строчки нотного стана, при этом процессе задействованы одновременно органы слуха, зрения, мышцы обеих рук, спины и, практически, все пальцы. Причём выучить ноты- это самое простое. Но учить на память надо не механически, а чрезвычайно внимательно, исходя из внутренних закономерностей произведения. В результате ученик свободно и уверенно овладевает нотным текстом и всеми средствами выражения художественного содержания произведения. Когда ребёнок понимает задачу, он сам видит: получается у него или не очень сделать так, чтобы произведение прозвучало согласно замыслу композитора. Кстати, Максим с этим справляется прекрасно, и вообще занимается с удовольствием. Он чувствует музыку! И при этом ещё очень трудолюбив и старателен.
Главные конкурсы впереди !
— Любовь Анатольевна, как Вы, педагог с большим опытом, относитесь к конкурсам?
— Как к психологической и профессиональной проверке, ведь только они дают такой необходимый детям опыт сценического самочувствия, владения собой. Смысл нашего обучения в том, чтобы ребята получили возможность дарить своё искусство людям, но при этом и сами росли, развивались и радовались. Конкурсы –важный инструмент самооценки, а ещё стимул для работы. Максиму очень нравится выступать, для него конкурс- это не испытание, а радость от встречи с публикой.
— Календарный год только начался, учебный в самом разгаре, а значит, впереди ещё много работы?
— Мы уже думаем о новой программе, более сложной, и активно мониторим конкурсы. Их, к сожалению, для детей младшего возраста не так уж и много. Постараемся не упустить шанс.