Встречи с юными талантами: «Нет в мире радостнее дела, чем воспитание души!»
Декабрь. Достать чернил и … вспомнить! Вспомнить всё лучшее, что подарил уходящий 2023-й год, объявленный нашим Президентом Годом педагога и наставника. Надеюсь, что каждому читателю этой рубрики он запомнился калейдоскопом ярких событий и светлых эмоций! А я, в свою очередь, признательна всем учителям и их воспитанникам за радость встречи, искреннее общение, вдохновение и .. удивление! Да, да! Вы не перестаёте меня удивлять своим созидательным отношением к жизни, творчеству, искусству, неиссякаемой энергией и исключительным трудолюбием!
Под занавес медленно, но верно, удаляющегося в историю года, я вновь побывала в Саратовской консерватории. Думаю, студенты и их преподаватели уже утратили чувство трепета и восторга, которое, к счастью, ещё испытываю я, когда переступаю порог этого храма Музыки. Предчувствие чуда, витающее в предновогоднем городе (вопреки всем погодным и политическим катаклизмам), не подвело. Под самой крышей «готического замка» в крохотном учебном классе с видом на «зимующий» фонтан ранним субботним утром мы говорим о предстоящих праздниках, мечтах и планах на новый год и на жизнь. Мои собеседники — Данила Сергеевич Левин и Анна Калихман. Их объединила любовь к саксофону.
«Главное- научить ребёнка быть личностью!»
«Я начал учиться играть на саксофоне поздно: в 14 лет. В это время ребята уже выпускаются из музыкальной школы. До того серьёзно занимался скрипкой, но в какой-то момент прислушался к совету родных и заинтересовался саксофоном. Потом понял, что даже рутинная работа с этим инструментом мне в радость. Выбор очевиден!»- вспоминает Данила Сергеевич.
Педагогика, по его мнению, сложнее игры на инструменте, но безумно интересна и привлекает постоянной импровизацией, поскольку нет шаблона: каждый ребёнок требует нового подхода. Кроме того, этот опыт помогает самореализации: «Мы развиваемся синхронно. Чтобы показать приёмы, мне приходится много заниматься. Вряд ли я бы уделял столько времени отработке моментов, если бы не преподавание».
Все нынешние учителя- чьи-то ученики, и этот опыт ученичества обязательно отразится в работе. Так случилось и с моим собеседником: «Мне очень повезло с первым педагогом по скрипке, она научила слушать себя. Конечно, сначала нужно добиться правильного звучания, знания основ, но при этом важно не остановить процесс творческого мышления. Наша задача как педагогов — научить ребёнка быть личностью!»
Сам Данила Сергеевич- человек невероятно занятой: преподавание в нескольких учебных заведениях совмещает с работой в эстрадно-симфоническом оркестре «Bright-Light», которым он с недавних пор руководит. «С Аней мы занимаемся по расписанию, но, если удаётся выкроить «окошко» в выходные, пользуемся этой возможностью, как сегодня, например. То количество конкурсов, в которых она принимает участие, заставляет нас ещё больше общаться в онлайн-режиме. Аня в этом вопросе очень активна и самостоятельна, присланные варианты исполнения я стараюсь сразу же комментировать, направляя процесс даже дистанционно. У нас есть отработанный репертуар, но, если для участия требуется разучить новые произведения, обычно это занимает около двух недель. Ускоренные сроки! Конкурсы – это стимул для роста. С мотивацией у Ани всегда отлично! Целеустремлённость и готовность трудиться- её сильные стороны»,-резюмирует наставник.
Мир полон возможностей
«Главное цель и победа?»- спрашиваю у Анны. «Нет! Главное- дружба и любовь!»- следует ответ. «А как же музыка?» «Музыка- просто часть жизни, причём не самая важная. Жизнь многогранна. Это и дружба, и семья, и школа, и саморазвитие, и путешествия, и общественная деятельность»
Родители Ани сделали всё, чтобы она с самого раннего детства окунулась в мир творчества. Народный хор, танцы, живопись, робототехника, программирование — всё это не просто увлечения, а серьёзные занятия в профильных школах. Интерес дочери к саксофону тоже в своё время был поддержан.
«Девочки из народного хора играли на блок-флейте, я тоже захотела. Мой учитель Борис Михайлович Волков после нескольких частных уроков предложил поступить в ДМШ ДУИ им. А.Д. Селянина. Я прислушалась к совету. Училась под его руководством по классу саксофона до 5-го класса, пока ему не пришлось переехать. Потом моим наставником стал Данила Сергеевич, на тот момент ещё студент консерватории. Мы даже в Дельфийских играх, которые проходили в Ростове-на-Дону, участвовали вместе: он как самый старший в своей возрастной категории, я как самая младшая», — вспоминает Аня.
Значимость конкурсов для моей юной собеседницы находится вне зоны спортивного азарта: «Мы никогда не едем за победами, мы едем попробовать свои силы и получить положительный опыт, встретиться с друзьями и увидеть новые города».
Своё будущее Аня связывает с музыкой, вот только исполнительство и игра в оркестре её привлекают мало. Зато музыкальная педагогика, создание собственной методики и горячее желание сделать всё, чтобы дети полюбили музыку, невероятно вдохновляют. Примером такого наставника для Ани Калихман служит Александра Булатовна Петрова, преподаватель по классу саксофона в Московской городской объединенной детской школе искусств «Кусково», Почетный работник культуры города Москвы, дважды победитель Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств». Они познакомились на одном из конкурсов, где Александра Булатовна заметила Аню, и теперь общаются. Юная волжанка считает себя тоже «птенцом гнезда Петровой» (так в шутку и ласково называет своих учеников педагог).
Аню очень привлекает возможность развиваться и узнавать новое. Это стремление подтолкнуло её сменить три школы и прийти в «Лицей математики и информатики», где она сейчас учится в 10-м классе социально-экономического профиля. С восторгом девушка рассказывает о творческой атмосфере лицея, о внимательных педагогах, об одноклассниках, каждый из которых- личность: «У нас в классе есть мальчик-писатель, многие ребята всерьёз увлечены математикой. С ними интересно общаться». «А кто ты в этой среде?»-спрашиваю. И ответ опять удивляет: «Я- активистка!»
В этом году Аня поступила также и в музыкальное училище при Саратовской консерватории. Обучение в лицее и в училище очное, но системы отчётности разные, и преподаватели иду навстречу целеустремлённой и способной девушке. Её день расписан поминутно, а нужно ещё найти время и на ту самую «активность». Она, кстати, напрямую связана с общероссийским проектом «Движение первых».
«Прежде всего, это огромные возможности для саморазвития, общения и путешествий, — рассказывает Анна.- Я постоянно участвую в акциях и мероприятиях. Одно из недавних – инклюзивный бал, где я побывала в качестве волонтёра. Запомнились эмоции и появилось желание выучить язык жестов. Именно участники «Движения первых» помогли мне выиграть грант от Росмолодёжи на издание методического пособия для обучения игре на саксофоне».
Согласитесь, история совершенно уникальная: не каждый педагог с опытом брался за написание методичек! Оказывается, однажды у ребят, которые занимались в детской творческой школе в Суздале, появилась идея поменяться инструментами для игры в ансамбле. Понадобилось в очень короткие сроки обучить друг друга игре на инструменте, которым ранее не владел. Задачу упрощал тот факт, что все они уже были музыкантами, обучались в музыкальных школах, но каждый по своему профилю. Аня подошла к делу с научной точки зрения (недаром она дочь доктора технических наук), в ближайшем магазине приобрела 48-ми листовую тетрадь и поэтапно описала все действия ученика: всё в деталях и с примерами. Формат рабочей тетради предусматривал обратную связь: что получалось, что не очень. Даже тест на обучаемость был проведён!
«Не всё получилось сразу. Нужно было понять, проблема в методе или в человеке. Я взяла тему по геометрии, с которой обучаемый был точно не знаком, изложила её и предложила решить задачи. Он справился! Значит, дело в способе объяснения. Следуя моим инструкциям, мальчик заиграл на саксофоне! Звук отличный! С идеей поделиться опытом, издав пособие, я обратилась к руководителям регионального отделения «Движения первых» и меня поддержали! Методички издадут тиражом 100 экземпляров, они поступят в саратовские музыкальные школы и библиотеку консерватории»,- делится подробностями начинающий методист.
Подержать в руках это уникальное издание мне пока не довелось, но на экране смартфона «полистать» посчастливилось. Обычная тетрадка в клетку исписана аккуратным подчерком, слова выделены яркими цветами, много рисунков, наклеек. Читай, смотри, пробуй и учись! Даже мне захотелось попробовать. Аню долго уговаривать не пришлось! Она спокойно и уверенно достаёт инструмент, начинает объяснять, и я сама не замечаю, как на плечах у меня оказывается гайтан держатель, а в руках блестящий и весьма увесистый инструмент… Кстати, с ним Аня практически не расстаётся в течение дня, футляр с содержимым весит не меньше 5 кг, что весьма ощутимо для хрупкой девушки. «Чтобы играть хорошо, нужно много заниматься, использую для этого каждую свободную минуту. Домой прихожу поздно, звук у саксофона громкий, нужно щадить чувства соседей», — поясняет Аня.
В очередной раз восхищаюсь её отношением к людям: чутким, внимательным, деятельным. О какой бы грани её жизни не шла речь, всегда на первом месте люди! «Родные всегда поддерживают! Благодарна педагогам за то, что научили понимать и любить музыку! Каждый одноклассник- личность! Учитель дорожит мнением учеников! Общение много даёт! Хочу снова увидеть друзей! Очень привязываюсь к людям!»- вот лишь несколько примеров. У Анны, безусловно, много талантов, ведь за какое бы дело она не взялась, оно спорится, но главный, по моему мнению, — это талант любить!
2023-й – это уже почти история, а все мысли уже о новом, хочется верить, лучшем годе! Что же думают о праздниках и о чём мечтают мои собеседники?
Анна Калихман:
— Новый год для меня – это сказка, чудо ,волшебство и возможность начать всё сначала, с чистого листа. В будущем году очень хочу вновь поехать в Международную творческую школу «Новые имена» им. Иветты Вороновой. Подготовка к участию в самом разгаре.
Чтобы достичь желаемого и оказаться среди близких по духу людей, насколько я поняла из рассказов Ани, одного таланта и трудолюбия мало, нужна удача! Пусть всё сложится наилучшим образом!
Данила Сергеевич Левин:
-Новогодние праздники для музыкантов ассоциируются с огромным фронтом работы! И только первая неделя подарит долгожданный отдых в кругу родных и близких. Ученикам хочу пожелать не останавливаться на достигнутом, жить в музыке и уверенно шагать вперёд! А коллегам быть внимательнее к ребятам, побуждать их мыслить самостоятельно!
Дорогие читатели, от себя хочу пожелать вам уверенности и оптимизма в грядущем году, благополучия и неутомимого стремления к своим победам. Пусть мечты сбываются и сердце верит в чудеса!
Корреспондент «Первого Республиканского телеканала» (г.Донецк) Ольга Кильченко