Встречи с юными талантами: Они чувствуют музыку всей душой!
Конкурс «Молодые дарования России» на протяжении вот уже шестнадцати лет ежегодно собирает юных и талантливых ребят изо всех регионов нашей страны. Тех, кто в скором будущем станет славой и гордостью российской музыки, живописи, балета, театра.
В этом году победу в масштабном и престижном конкурсе, учреждённом Министерством культуры РФ, одержала воспитанница Детской музыкальной школы № 6 города Саратова Евдокия Конькова (номинация «Оркестровые струнные инструменты/виолончель»). Такое важное событие стало поводом для встречи с 14-летней виолончелисткой.
По опыту знаю, что общаться с юными артистами (да и с людьми творческих профессий вообще) предпочтительнее в привычной для них обстановке — так быстрее и легче найти общий язык. Было условлено, что увидимся мы в …областном колледже искусств, хотя, конечно, Евдокия ещё не является студенткой этого учебного заведения. Объясняется всё просто — именно здесь два раза в неделю она занимается с педагогом. О самом педагоге отдельный рассказ!
«На любви к ребёнку держится мир»
Меня, как человека приезжего, не может не восхищать архитектура культурной столицы Поволжья, особенно, если речь идёт об историческом центре города. Бывший особняк П. П. Шмидта, в котором сейчас размещён колледж искусств, по-моему, одно из красивейших зданий Саратова. Оказалось, что и внутреннее убранство соответствующее. В этой невероятно уютной и тёплой обстановке я познакомилась с Надеждой Николаевной Скворцовой. Это и есть тот самый педагог, который ведёт юную артистку к успеху.
В очередной раз убеждаешься, что встретить на жизненном пути хорошего учителя – это настоящее счастье! Евдокии в этом плане очень повезло. У Надежды Николаевны Скворцовой, директора областного колледжа искусств, заслуженного работника культуры Российской Федерации, награжденного медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, за плечами почти пятьдесят лет музыкальной педагогической деятельности. Достижениями своих учеников она по праву гордится, ведь душой болеет за каждого. Для неё слова выдающегося педагога В. А. Сухомлинского о том, что на любви к детям держится мир, стали девизом в профессии. «Чем талантливее ребёнок, тем более он раним, тем более внимателен должен быть педагог к его внутреннему миру, — говорит Надежда Николаевна. — Новый ребёнок- это новая вселенная, которую я познаю. У каждого свой ритм, к нему нужно прислушаться». На своих уроках она, прежде всего, развивает способность эмоционального восприятия музыки, учит слушать и слышать, формирует музыкально-слуховые представления, другими словами, создаёт атмосферу музыки.
Надежда Николаевна признаётся, что в силу своей тотальной занятности не сразу согласилась заниматься с Евдокией, но, решив помочь юному дарованию, ни разу не пожалела. «Девочка из музыкальной семьи: оба родителя имеют академическое музыкальное образование. Плюс отличный комплекс природных данных: конструктивное мышление, хорошие слух и память. И, конечно, руки, что в нашем деле немаловажно. Дуня может взять звук и вибрацию! Ей присуще ощущение инструмента и грифа, внутреннее чувство звука. Моя задача- помочь всё это развить и проявить». Евдокию, по мнению учителя, отличает редкое умение себя организовать и работа на результат: «Дуня уже сейчас настоящий музыкант, потому что способна чувствовать музыку всей душой».
Процесс обучения — это сотворчество, поскольку и педагог, и ученик должны быть настроены на одну волну- так происходит обмен энергиями. О своей воспитаннице Надежда Николаевна говорит вдохновенно и эмоционально. Вспоминая недавние победы, демонстрирует на экране смартфона фрагменты выступлений Дуни в зале Московской консерватории. Говоря об исполненной программе, отмечает, что обе пьесы очень высокого уровня сложности и по плечу только профессиональным музыкантам. Но совершенству нет предела, а значит, впереди новые конкурсы, которые, по мнению музыкального педагога, хотя и сопряжены со стрессом, всё же, являются стимулом к росту.
Человек успешен, когда он счастлив!
Мама.. Все мы прекрасно понимаем, что без поддержки этого самого главного в жизни каждого из нас человека, трудно обойтись. У Дуни не просто добрая, понимающая, мудрая мама, но и коллега. Елена Петровна уже 25 лет играет на альте в оркестре Саратовского театра оперы и балета. Папа Дуни тоже музыкант, но сейчас служит священником. Вполне естественно, что родители хотели дать музыкальное образование всем четырём дочерям. Способности обнаружились у каждой, но реализовали они их по-разному. Старшая Мария стала балериной, и уже второй сезон танцует в Большом театре, Евдокия играет на виолончели, Ольга – на гобое, а вот младшая Татьяна, несколько расширив палитру семейного творчества, пошла в художественную школу.
Елена Петровна шутит, что мечтает однажды увидеть такую картину: «Лебединой озеро», Маша в партии Одетты, Дуня и Оля солируют на своих инструментах, и всё это действо происходит на фоне декораций, выполненных Таней.
С огромной благодарностью говорит мама девочек обо всех педагогах, которых посчастливилось встретить на пути. «Вот, например, Людмила Алексеевна Генералова, с которой Дуняша занималась ранее, великолепный учитель. Буквально после первого урока она с улыбкой сказала, что дочка родилась с виолончелью в руках, просто мы её в роддоме оставили — так легко и быстро произошло знакомство с инструментом».
Интересуюсь у Елены Петровны, насколько Дуня усидчива, ведь обучается сразу в общеобразовательной и музыкальной школах, вдобавок дополнительные занятия по специальности. Всюду задания, а подростку хочется и просто погулять, пообщаться со сверстниками. «Это, конечно, огромная сложность, — отвечает.- Дети, которые так углублённо занимаются музыкой, не находят должного понимания у окружающих. Здесь главное — верно расставить приоритеты. Часто приходится настаивать на занятиях, убеждать. Многое упростилось после поездки Дуни в лагерь «Сириус», где во время смены она познакомилась с такими же увлечёнными музыкой детьми».
С занятиями понятно, а вот как обстоит дело с отдыхом? «Да, все мы невероятно заняты, но главное семейное событие года- это летний отдых, который мы проводим обязательно все вместе. Для нас это очень важно!» — говорит Елена Петровна.
На традиционный вопрос об атрибутах успешности она отвечает, не задумываясь: «Человек успешен, когда он счастлив! Никакие аплодисменты и признание не заменят семьи».
Я- меломан!
Когда я собиралась на встречу с Дуней, заглянула на её страничку в соцсетях. А там обычные для девочек её возраста фото и плейлист. Трудно в этом озорном подростке узнать утончённую виолончелистку. А потому разговор начинаем именно с музыкальных вкусов. «Я меломан, люблю очень разную музыку, в том числе и кей-поп (корейская поп-музыка). Нравятся песни, голоса, всегда ищу перевод: важно знать, о чём поют. Если честно, родители не одобряют это увлечение. Конечно, больше времени я посвящаю классической музыке», — говорит Дуня.
Первую свою встречу с инструментом она хорошо помнит: «У нас в детском саду был концерт ансамбля. После общего выступления прозвучало соло на виолончели. Этот звук будто пронзил меня насквозь, а сам инструмент показался таким красивым, величественным, нежным и гордым».
Своя виолончель появилась у Дуни не так давно, чтобы купить её, родители даже взяли кредит. Относится к инструменту девочка бережно и трепетно, вот только с характером пока не разобралась: «иногда послушный, иногда капризный». Ежедневно они проводят вместе минимум два часа или даже четыре (!)- столько длятся репетиции по выходным дням.
Девочка растёт в верующей семье, а потому молитва сопровождает её во всех начинаниях. Так, помолившись, она вышла на сцену Московской консерватории. «Очень волновалась, смычок дрожал, но я справилась», — говорит.
Божий промысел она видит и в тех событиях, которые произошли этим летом. «В мае в силу разных причин мы уже почти решили оставить занятия музыкой, но тут пришли новости о поездке в «Сириус», о зачислении в стажёрскую группу оркестра Ю. Башмета, проходе в финальный тур «Молодых дарований России». Кстати, о последнем мы узнали, находясь далеко от дома, в отпуске. Сели с мамой на поезд- приехали в Саратов, вспомнили программу и отправились в Москву. Всё это я воспринимаю как знаки того, что я на правильном пути». В том, что Дуня «сердцем прикипела» к инструменту рассказывала и Надежда Николаевна. К слову, своего преподавателя девочка считает образцом для себя: «Хочу быть таким же хорошим музыкантом и человеком, помогать людям! Учусь этому у Надежды Николаевны».
Несколько слов о мечтах..Они у Дуни, конечно, есть. Первая- это путешествия, с обязательным посещением Франции, Кореи и США, вторая (и она уже связана с профессией), завершив обучение, прийти на работу в оркестр Большого театра. А пока … трудовые будни. Со знанием дела Евдокия готовит виолончель к работе, и начинается очередной урок: «Чтобы играть на большой сцене, нужно уметь подать звук на большую аудиторию…» И Дуня, и Надежда Николаевна уже включились в процесс, начался тот самый обмен энергиями.
Я выхожу из колледжа, а через открытые окна просторного кабинета слышу звуки виолончели — пока это только «наброски» тех произведений, которые прозвучат на Международном фестивале виолончелистов имени выдающегося уроженца саратовского края Святослава Кнушевицкого. Такую задачу перед собой уже поставил творческий тандем Надежды Николаевны Скворцовой и Евдокии Коньковой. Хочется от всей души пожелать им удачи! А трудолюбия и таланта у них в избытке!
Автор: корреспондент «Первого Республиканского телеканала» (г.Донецк) Ольга Кильченко