Встречи с юными талантами: Они из джаза: история одной репетиции
Жизнь полна неожиданностей, а жизнь журналиста тем более: договариваясь о встрече с очередным героем материала, весьма приблизительно представляешь обстоятельства и характеры. Конечно, чаще всего тема беседы предельно ясна, но вот атмосфера, а, главное, «послевкусие» предугадать невозможно! На этот раз реальность превзошла все мои ожидания.
Я позвонила Игорю Васильевичу Лебедеву, преподавателю по классу саксофона ДШИ № 6 г. Энгельса, с предложением встретиться и поговорить о нём и об одном из его учеников. Слово за слово- и наша телефонная беседа продлилась почти час: о музыке, о детях, об отношении к делу, об успешности, её критериях и ещё много о чём. Но главное, Игорь Васильевич всегда говорил о ребятах, о тех, кого учит сейчас и тех, кто учился давно. Говорил с таким теплом и участием, что отказаться от поездки в Энгельс в субботу, чтобы побывать на одной из репетиций, я просто не могла. Лучше, как говорится, один раз увидеться и всё увидеть, чем просто услышать и представить.
Минут 40 ожидания автобуса увенчались успехом, ещё час в пути- и я на месте. Игорь Васильевич, встретив меня на остановке, по дороге к школе делится подробностями своей биографии. Больше тридцати лет назад он вместе с семьёй переехал из родного Вольска в Энгельс и впервые переступил порог местной школы искусств в качестве соискателя места преподавателя игры на флейте. Рассказывает, что даже представить себе не мог, как привяжется к этому городу и людям. «Я же окончил музыкальное училище по классу флейты, отслужил в армии. А когда остался на сверхсрочную, оказалось, что в военном оркестре нужен саксофонист. По прошествии лет, понимаю, что так витиевато я пришёл к своему инструменту, к себе. Когда однажды попросили подменить заболевшего коллегу-флейтиста, особенно остро это ощутил».
До начала репетиции целый час. Первое, что хочет мне показать преподаватель — это записи выступлений его воспитанников с прошлогоднего «Вечера джаза». За 30 лет преподавания через класс И.В. Лебедева прошла не одна сотня ребят, те из них, кто сохранил любовь к музыке и готов выйти на сцену, раз в год собираются вместе. А в зале только родные и самые близкие люди юных и повзрослевших ценителей джаза. «Вечер джаза» — это праздник встречи близких по духу людей, судьбы которых сложились очень по-разному, но в жизни каждого из них была встреча с Игорем Васильевичем.
Если честно, при первых же звуках саксофона, я словно проснулась: как же давно я не слушала такую музыку…Кажется, что звук вливается прямо в душу, незаметно проникает во все её потаённые уголки, и ты не столько понимаешь, сколько чувствуешь, что джаз это продолжение тебя самого…Но времени у нас немного и потому концерт мы буквально пролистываем, Игорь Васильевич старается больше рассказать и показать. «Это Роман Павельев- один из лучших саксофонистов области, а это Николай Протасевич- он сейчас работает в одном из московских джаз бэндов , это Александр Рогатин — он студент 4-го курса музучилища, а также солист филармонического ансамбля «Волга-Бэнд»,а Юля Шолохова –музыкант мирового уровня, Стас Кашеваров- участник 8-го сезона шоу «Голос. Дети» не только спел, но и сыграл на саксофоне, чем и покорил жюри».
«А вот это ценный кадр– первое выступление Сони Пономарёвой. Вы с ней сегодня познакомитесь. Пришла ко мне крохой 7-летней, а сегодня в Саратове нет ни одной большой площадки, где бы она не выступала. Когда она впервые сыграла на сцене большого зала Саратовской консерватории, мы думали, потолок обрушится от аплодисментов, а недавний концерт ректор учебного заведения прокомментировал так: «Пусть наши студенты послушают, как они могли бы играть, если бы занимались». Думаю, этим много сказано!» Достижения Софьи Пономарёвой действительно впечатляют, достаточно вспомнить, что она трижды становилась губернаторской стипендиаткой (в этом году она имела все шансы получить награду в четвёртый раз, но условия подачи изменились). К слову, свидетельствами о Гран-при, присуждённых Софье, плотно завешан целый (!) стенд над столом наставника.
«Есть ли разница в обучении игре на саксофоне мальчиков и девочек?»- спрашиваю я. «Наверное, нет, хотя с мальчишками всё проще, девочки более ранимы, это приходится учитывать»,- отвечает Игорь Васильевич.
Интересуюсь, как проходит прослушивание и есть ли проблемы с набором? «Сейчас уже, можно сказать, очередь стоит из желающих, — говорит Игорь Васильевич. – Всю жизнь работаешь на имя, и вот результат. А детей я вообще не прослушиваю, совершенно убеждён, что нет неталантливых, есть плохие педагоги. Здесь простая школьная схема «учитель-ученик» не работает. С ребятами общаться нужно, разговаривать! Через 3-4 года занятий ребята мне такие вещи доверяют, которые и родителям иногда рассказать не готовы». Особенно гордится педагог тем, что все его воспитанники стали достойными людьми: «Профессию музыканта выбрали единицы- и это нормально, но никто в жизни не потерялся. Среди моих ребят и юристы, и железнодорожники, и военные, и врачи, и адвокаты».
Игорь Васильевич говорит, что своего будущего ученика видит практически сразу. «Стоит мне сыграть 4 ноты на саксофоне- у ребёнка загораются глаза. Ага! Значит- зацепило! Начинаем работать! Так бывает далеко не всегда, поиск единомышленника- дело непростое. Я знаю всех своих учеников по имени-отчеству. Представляете, если к первокласснику Васе так обратиться?! Да он же горы свернёт!» Уважение и внимание творят чудеса! Чего только стоят фото, выставленные в соцсети, на которой два юных музыканта стоят на сцене, а внизу подпись «С коллегами»! Все, кто начинают искренне интересоваться музыкой, становятся коллегами, а как иначе? Только в такой дружеской атмосфере можно с удовольствием учиться и учить! Вообще Игорь Васильевич признаётся, что считает себя счастливым человеком, ведь он утром с радостью идёт на работу, а вечером тоже с радостью возвращается домой. «За любимым делом не замечаешь, как и время пробегает», -говорит он.
О каждом из своих учеников Игорь Васильевич, кажется, знает абсолютно всё, и потому может рассказывать долго и увлекательно. «Соня – она же трудяга! И это главное! Она и в школе отличница, и спортом занимается! Упорная, хваткая девочка». Софья пришла в класс к Лебедеву после года необходимых занятий на блокфлейте, и уже через месяц была готова выйти к слушателям. А установка педагога «Мы не боремся за вторые места!» Соня, можно сказать, сделала своим девизом. Иногда, правда, на этом пути ещё приходится справляться с волнением, но и это дело юной артистке по плечу, о чём она и рассказала мне позже сама.
А сейчас самое главное- репетиция! Все по местам! И концертмейстер у начинающей артистки, можно сказать, выдающийся! Я нисколько не преувеличиваю: это сам Владимир Станиславович Мишле, композитор, член Союза композиторов России, профессор кафедры теории музыки и композиции СГК им. Л. В. Собинова. (О том, как так случилось, вы узнаете со временем). Трио музыкантов готово к работе! Игорь Васильевич как капитан на мостике, внешне сохраняет полную невозмутимость, но слышит, чувствует каждый нюанс звучания, и прокладывает курс. Это, конечно, просто репетиция- рабочий процесс, но как же упоительна энергия настоящей музыки! По тому, как «поёт» саксофон сразу видно, до чего же искренне любит Соня эту необыкновенную музыку, пришедшую к нам из американских кинофильмов 30-х годов прошлого столетия…
В своих силах и таланте Софья нисколько не сомневается: «Я для своего возраста играю очень хорошо!» Кстати, саксофон, игрой на котором она покоряет сердца публики и взыскательного жюри, был куплен по большей части на стипендиальные деньги.
Об истории джаза Соня знает пока немного, но ведь в джазе это и не главное! А вот возможность высказаться, выразить свои чувства и эмоции в импровизации это, то, что ей нужно! «Мне нравится добавлять что-то своё — этим меня и привлекает джаз», -говорит. И ещё один интересный момент: особый кураж для неё выступать перед большой аудиторией!
Не только музыкой увлечена девочка: после пяти лет занятий художественной гимнастикой, она переключилась на воздушную. Вот уже год как Соня посещает студию «Белый тигр», участвует в соревнованиях, завоёвывая призовые места. «Я очень окрепла физически: могу 10 раз подтянуться- больше, чем некоторые мальчики. Мечтаю иметь воздушное кольцо дома, чтобы была возможность заниматься дополнительно». О серьёзности увлечения этим видом циркового искусства свидетельствует тот факт, что за очень короткий срок Соня из начинающих перешла в категорию профессионалов. Она всерьёз задумывается о поступлении в цирковое училище, но и о том, чтобы оставить музыку, речь не идёт.
«Думаю, со временем дочка сама определится с выбором, а мы поддержим её в любом случае», -говорит мама Сони, Вероника. О том, что 13-летняя девочка планирует сама свой день, без напоминаний выполняет домашние задания, отлично успевает по всем школьным предметам, самостоятельно и с удовольствием изучает английский язык, я тоже узнала от неё. У Софьи есть младшая сестра Надя, она тоже уже посещает музыкальную школу, но играет на фортепиано. «Тоже сама выбрала!»,- уточняет мама. Совсем скоро девочки в одном из отчётных концертов выступят дуэтом.
Сейчас, в последние январские дни, все мысли уже о весне. И юные энгельсские музыканты готовятся к традиционному смотру-конкурсу детского художественного творчества «Вольская весна». Игорь Васильевич сетует, что очных конкурсов для джазменов очень мало, а значит, и возможности заявить о себе тоже. Но сдаваться перед трудностями не в его характере, и педагог поделился планами об участии в Международном фестивале-конкурсе «Детский триумф джаза», который проводит народный артист России Игорь Бутман. А значит, саратовскому джазу быть!
(Этот мой зимний субботний день выдался долгим и подарил много встреч с увлечёнными и влюблёнными в музыку людьми, а потому продолжение следует).
Автор: корреспондент «Первого Республиканского телеканала» (г.Донецк) Ольга Кильченко