Встречи с юными талантами: Подарите дружбу флейте!
Помните сказку братьев Гримм о двух сёстрах Беляночке и Розочке, добрых, скромных и послушных, которые так любили друг друга, что, когда шли куда-нибудь, всегда держались за руки? Не так давно посчастливилось мне повстречать девочек, которые очень напомнили тех самых сказочных героинь. А произошло это весенним вечером в консерватории перед особенным концертом. Согласитесь, что для начинающего музыканта сложно придумать что-то более значимое и вдохновляющее, чем выступление в сопровождении оркестра! Совместный проект ДМШ имени Л. И. Шугома и Поволжского камерного оркестра под управлением Михаила Мясникова «Играем с оркестром» позволяет одарённым детям ощутить ни с чем несравнимое счастье совместного музицирования да ещё на Большой сцене прославленной консерватории.
«Знакомьтесь- это Вера Картазаева и Вероника Чекашкина- Беляночка и Розочка- я так шутя их называю! Правда, похожи?»- представила мне своих учениц Наталья Сергеевна Баженова. Одного мимолётного взгляда хватило, чтобы согласиться! Уже настроившись на эту сказочную волну, я отправилась в зал, чтобы увидеть и, конечно, услышать выступления юных флейтисток.
Всегда интересно наблюдать за публикой перед началом концерта. На этот раз среди зрителей много детей: видимо, пришли послушать одноклассников по музыкальной школе или просто разделить радость момента с друзьями или родными. Атмосфера торжественная, но всё равно по-домашнему уютная. Каждое выступление солиста и оркестра сопровождается раскатом аплодисментов, а на лицах улыбки! Да, публика сегодня тоже особенная: все понимают, как важно и памятно, как волнительно и ответственно это событие для юного дарования.
«Антонио Вивальди, концерт для флейты с оркестром «Щегол», 2-3 части, солистка- Вера Картазаева, класс преподавателя Натальи Сергеевны Баженовой”, -объявляет ведущая концерта. И звучит флейта…. флейта в образе птички. Это её коронное амплуа в симфоническом оркестре, ведь в любой классической музыке, где есть сцены природы, именно флейта отвечает за имитацию птичьего пения. Сама флейтистка – просто воплощение нежности и красоты!
В исполнении Вероники Чекашкиной звучит концерт Соль-мажор для флейты с оркестром Иоганна Иоахима Кванца. Лёгкая и ажурная музыка зачаровывает с первых звуков…Настоящая удача услышать её в наше время, и…вечер вновь окутан сказочным флёром. Образ, созданный юной флейтисткой, полон очарования и искренности!
Аплодисменты, цветы!
Все волнения позади и можно спокойно пообщаться. Первый вопрос я адресую «музыкальной маме» девочек- их педагогу Наталье Сергеевне: «Как произошла Ваша встреча с Музыкой?». «Когда мне исполнилось 8 лет, папа прочёл объявление в газете о том, что в музыкальную школу приглашаются на прослушивание дети. Мы пошли, и нам предложили на выбор: скрипку или флейту, — вспоминает она. -Интересно, что практически до окончания общеобразовальной школы, я о профессии музыканта и не мечтала, серьёзно увлекалась математикой, но судьба распорядилась иначе». Окончив Тольяттинское музыкальное училище, Наталья Сергеевна поступила в Саратовскую консерваторию, но вот преподавать желание появилось далеко не сразу. Со второго курса она работала в симфоническом оркестре филармонии и была абсолютно счастлива, хотелось играть и играть! И только приобретя материнский опыт, воспитав двоих детей, почувствовала призвание к музыкальной педагогике. Шесть лет назад она приняла приглашение обучать игре на флейте в ДМШ имени Л. И.Шугома и среди первых учениц оказались Вера и Вероника. «Обе настолько яркие девочки, причём не только внешне, но и по характеру,- рассказывает она.- А когда стали выходить на конкурсы, то жюри оценивало их как ансамбль. Они играют в дуэте с первого класса, конкуренция здесь только на пользу, а вот в личных отношениях её нет совершенно!». Такую взаимную склонность друг к другу и желание дружить педагог только приветствует и даже уроки старается ставить рядом, чтобы у девчонок была возможность пообщаться.
Наталья Сергеевна –очень вдумчивый педагог и о понятие «одарённость» она трактует по-своему: «Помимо музыкальной отзывчивости и работоспособности, одарённый ребёнок может любую полученную информацию применить к специальности. Вот, например, когда мы в первом классе работали над произведением Ю. Н. Должикова «Лирическая сюита. Песня», было важно подобрать образ. Мы с Верой рисовали картины, а потом она сама написала книжку, в которой тему развила и дополнила своими переживаниями». Эту книжку-малышку о собачке мне демонстрирует сама Вера, автор текста, оформления и вообще идеи. Моё внимание привлекает пустой прямоугольник. Оказывается, это место для телефона, на котором должно демонстрироваться видео во время ознакомления с содержанием! Вот такая фантазёрка!
Рассказывая об ученицах и их успехах, Наталья Сергеевна слова огромной благодарности адресует их родителям: «Без их помощи было бы тяжело. Мы всегда на связи, очень ценю их готовность помочь, вижу, как серьёзно они относятся к занятиям и настраивают на этот тон дочек.. Достаточно сказать, что у обеих девочек хорошие инструменты, на которых можно будет обучаться и в музыкальном училище». Такая высокая оценка родительских усилий сродни признанию в любви! Очень трогательно, а поскольку все эмоциональны, то просто до слёз..Как же здорово, что есть такое взаимопонимание между преподавателем и родителями учениц!
Наталья Сергеевна признаётся, что среди её учеников нет ни одного проходящего, каждый отставил след в душе: «Когда я вижу, как дети стараются, и у них получается- это высшая награда! Сейчас я сама реже выхожу на сцену, но каждое их выступление я проживаю всей душой, с замиранием сердца слушаю каждую ноту! Сидеть спокойно в зале не могу! Настраиваю ребят, что они артисты и должны на сцене выложиться полностью!». Свою главную задачу педагог видит в том, чтобы быть проводником: вовремя направить на необходимый конкурс, мастер-класс, включить в программу нужное произведение, дать возможность окунуться в творческую атмосферу, помогать развиваться и расти.
«Когда я выхожу на сцену, вижу внимание людей, то чувствую волнение, -рассказывает Вера.- А потом ,конечно, аплодисменты – это очень приятно! Всегда стараюсь донести до зрителя смысл произведения, сегодня хотела, чтобы они представили птичку».
Вера учится в 6-м классе «Гимназии «Авиатор», помимо любимой музыки, увлекается рисованием и созданием алмазных картин. Она много слушает флейтистов-профессионалов, и на мою просьбу назвать несколько имён откликается с готовностью: «Джеймс Голуэй, Эммануэль Паю, Станислав Ярошевский, Зоя Вязовская, Василиса Куракина- они лучшие!»
О мечте дочери стать известной флейтисткой Светлана Валерьевна знает и всячески поддерживает это стремление. Свою роль мама Веры видит в том, чтобы помочь разобраться со школьными уроками, продумать сценический образ, настроить на выступление, успокоить, если это нужно. То, что Вера не пошла по её стопам и не проявляет интереса к медицине, Светлана Валерьевна воспринимает спокойно: каждому своё! Рассказывает, что её музыкальные вкусы под влиянием занятий дочери изменились: «Теперь я чаще и с удовольствием слушаю классическую музыку».
В этом году Вера Картазаева стала Губернаторским стипендиатом, с чем мы её, пользуясь случаем, и поздравляем! Подаренной суммой она распорядилась по-хозяйски: «Я купила телефон и наушники, чтобы можно было слушать любимых флейтистов в хорошем качестве».
Глядя на Веронику, кажется, что она каждый день ходит в нарядном платье- так естественно и непринуждённо она себя ведёт: гордая осанка и уверенный взгляд! (Хотя тут же с детской непосредственностью мне сообщает о колючих пайетках). «Платье шили на заказ, -раскрывает секреты мама Вероники, Мария Александровна.- Поиск сценического образа занимает много времени, ночами в телефоне ищу варианты». Но этим, конечно, её роль не ограничивается. Идея приобщить дочь к занятиям музыкой принадлежит маме: «Вероника в детском саду хорошо пела, вот и решили прийти в музыкальную школу. Необходимо было выбрать инструмент, и флейта всех устроила». Несмотря на невероятную занятость (у Вероники подрастают сестричка и братик), Мария Александровна вникает во все нюансы обучения, старается найти интересное произведение для репертуара дочери. «Когда я училась во втором классе, маме попалось произведение А. Алябьева «Соловей». Я просто загорелась, так хотелось сыграть! Отослали Наталье Сергеевне. Оказалось, что по сложности оно соответствует 7-8-му классу. И вот сейчас, во втором полугодии 6-го класса, я его всё-таки исполнила!»- делится Вероника радостью.
Пока я общаюсь с Вероникой, Вера подсаживается рядом, и мы уже разговариваем втроём. Девочки рассказывают, что созваниваются каждый день, обсуждают всё произошедшее, поддерживают друг друга, радуются успехам, вместе слушают музыку. Эта дружба уже проверена временем и творчеством! Добрые, скоромные, послушные и… одарённые девочки!
Наталья Сергеевна поделилась планами на ближайшее время: «30 марта в моём родном Тольятти пройдёт Всероссийская олимпиада имени Р. К. Щедрина. Наш дуэт флейтисток в числе участников. Побывать на родине всегда приятно, а ещё повидаться со своим наставником Верой Валерьевной Зайцевой, которую нежно любя называю просто Верочка». Уверена, всех ждёт незабываемая встреча! Мне хочется пожелать моим сказочным собеседницам вдохновения и удачи!
Автор: корреспондент «Первого Республиканского телеканала» (г.Донецк) Ольга Кильченко