Встречи с юными талантами. Следуя призванию музыканта 4 сентября 2023

Встречи с юными талантами. Следуя призванию музыканта

Следуя призванию музыканта

Со стороны кажется, что в семье музыкантов у детей просто нет шансов выбрать для себя  другое занятие. Но на самом деле, не всё зависит от родителей, ведь мало просто погрузить ребёнка в соответствующую атмосферу, приоткрыв дверь в свой мир. Занятия музыкой – это ежедневный труд, наградой за который становится особое чувство самовыражения. Получится ли ощутить это, сойдутся ли звёзды так, чтобы музыка наполняла, вдохновляла, окрыляла- вопрос, на который ответ каждый должен найти самостоятельно.  Всегда интересно встречаться с теми, кто находится в этом поиске, кто прислушивается к себе, кто делает первые, но уже уверенные шаги в профессии музыканта.

Мне предстояло знакомство  с юной скрипачкой Маргаритой Бадалян. Её родители люди в городе хорошо известные, ведь оба активно преподают и в музыкальной школе, и в консерватории, и в колледже искусств. Именно активно, потому что сказать, что они тотально заняты — ничего не сказать. Например, у Камиллы Чингизовны, по её же признанию,  с сентября не было ни одного выходного дня. А о Месропе Ашотовиче и говорить нечего: помимо педагогической деятельности, он ещё поёт в архиерейском мужском хоре, а на досуге (!) увлекается реставрацией струнных инструментов. Кстати, в этом сложном искусстве он уже преуспел.

Наверное, не удивительно, что у родителей- скрипачей дочь тоже выбрала скрипку, и к 13-ти годам успела добиться немалых успехов, среди которых три Губернаторских стипендии? Но на деле оказалось, что удивляться есть чему!

Для встречи была выбрана суббота, как наиболее свободный (!)  день. До обеда папа и мама вели занятия  в консерватории, а Маргарита училась в школе. Их пути должны пересечься в Центральной детской музыкальной школе, где всем предстояло продолжить работу- вот здесь и было условлено поговорить.

«Не работа, а образ жизни!»

Когда открылась дверь и вошла мама Риты- Камилла, мне показалось, что в светлом классе стало ещё светлее! С лица молодой красивой женщины не сходила лучезарная улыбка. О своих девочках (а у Риты есть младшая сестра Марианна) и супруге она говорит с большой любовью. Впрочем, как и о работе, которую и работой-то назвать сложно — просто жизнь! А она у Камиллы очень насыщенная и интересная- так всегда бывает, если занят тем, к чему лежит душа. «Быть педагогом- это значит быть, прежде всего, другом. Общаться с учениками и студентами, вникать в их дела, готовить их, возить на конкурсы — это же такая радость!»- говорит.

Интересуюсь, как случилось, что Рита выбрала скрипку, помогли, подсказали? «Нет, она сама так решила, а мы просто привели её к лучшему педагогу. А сейчас моя задача- организовывать домашние занятия. Без контроля никак! Зато Рита прекрасно справляется с ролью старшей сестры и часто помогает Марианне с уроками. У меня самой времени катастрофически не хватает, только летом занимаемся много. Наш летний режим- минимум три часа ежедневно».«При такой-то  занятости как часто  удаётся  проводить время всем  вместе ?»- спрашиваю. «Каждую неделю обязательно стараемся куда-то вырваться. Любим ходить в кино, театр, филармонию .Для нас это очень важно».

Говоря об успехах дочери, которых немало, Камилла Чингизовна ничего конкретно не выделяет и говорит, что спокойно отнесётся, если дочь выберёт профессию далёкую от музыки: «Главное любить то, чем занимаешься!»

О музыке и книгах

Рита очень похожа на маму: тот же мягкий взгляд и живая мимика. К занятиям по субботам она привыкла и не видит в этом никаких проблем. Обращаю внимание, что руки у девушки исписаны- следы недавней контрольной по истории: «С датами всегда сложно – говорит она, несколько смущаясь.- Алгеброй тоже приходится дополнительно заниматься, хорошо, что папа помогает- он окончил физико-математический лицей. А вот литературу очень люблю!»

О чтении мы говорим с Ритой даже больше, чем о музыке. Оказалось, что оно  увлекает её ничуть не меньше. С упоением читать начала ещё в 9 лет, а первой книгой- открытием стал роман … «Преступление и наказание»: «Это история человека, который  отрёкся от морали и принципов, прошёл через наказание и вышел свободным от чувства вины и  бремени греха». Видно, что каждая прочитанная книга пробуждает мысль и чувство, что невероятно отрадно наблюдать в столь юном человеке.  Любимые авторы на сегодняшний день- это Ремарк, Оруэлл, Достоевский, а в электронной книге вся русская классическая литература. Особое удовольствие – покупка новой книги и предвкушение от встречи с её героями. Рассказывает, что в прошлый Новый год после семейного праздника так зачиталась, что не заметила, как наступило утро- вот такая новогодняя книжная ночь! Кстати, это была книга «Жажда жизни» Стоуна о судьбе Винсента ван Гога.

Хочется, конечно, узнать о музыкальных вкусах скрипачки. А они, на удивление, разнообразны:  «В моём плейлисте есть всё: от русской поп-музыки и рока 90-х до классики. Очень люблю Шопена, Дебюсси и Чайковского». Разговор о музыке плавно переходит в рассказ о педагоге. «Ирина Викторовна – превосходный учитель и очень образованный человек во всех сферах. Я вижу,  как она  работает,  как руководит коллегами, и это не может не восхищать! У неё есть внутренний стержень. Ко мне Ирина  Викторовна относится как к родному ребёнку-  я это чувствую! Очень ценю те отношения, которые между нами сложились», — говорит  Маргарита.

Больше чем просто учитель

В очередной раз убеждаюсь, что невозможно переоценить роль учителя в судьбе человека какой бы род деятельности он не выбрал. А если речь заходит о музыке, особенно. За время учёбы в музыкальной школе он становится членом семьи, без всякого преувеличения. В случае с Ритой Бадалян и её преподавателем по классу скрипки Ириной  Викторовной Стойоха произошло именно так. Это стало ясно из разговора с ней.

Кажется, что Ирина Викторовна знает о Рите абсолютно всё: особенности характера, вкусы в музыке и чтении. Именно она открыла для девочки мир музыки, научила понимать и любить инструмент, а первые уроки проходили в игровой форме, потому что начались задолго до поступления в музыкальную школу. «В пять лет руки ещё мягкие и пластичные, нужно этим обязательно пользоваться. Но к серьёзным многочасовым урокам ребёнок, конечно, ещё не готов. Нужно увлечь и обязательно слушать малыша, тогда и обучение в радость».

Сама Ирина Викторовна выпускница ЦДМШ, и с огромной благодарностью говорит о своих учителях, особо выделяя Наталью Борисовну Сурикову  и Валерия Львовича  Мангеля.  «Вообще в Центральной детской музыкальной школе всегда был удивительный педагогический коллектив: все друг друга знали и опекали нас, учеников»,- рассказывает она. Свою судьбу преподавателя музыки Ирина Викторовна, можно сказать, предсказала. «Однажды, когда мне было лет 10, проходя мимо этой школы, я заявила, что, когда вырасту, буду здесь работать: учить детей играть на скрипке, а вот двоек им ставить не буду! Так всё и произошло! Быть учителем хотела всегда». И даже сейчас, занимаясь административной работой (а И. В. Стойоха является заместителем директора Саратовского областного колледжа искусств), она находит время для занятий по специальности. Видимо, это такая своеобразная отдушина, ведь вместе с каждым новым учеником открываешь новый мир, и испытываешь радость от того, что можешь поделиться самым важным и сокровенным. И пусть не все станут музыкантами, но прикосновение к великому искусству навсегда оставит след в их душах. Подрастая, ребята разъезжаются, но связи с родной школой и педагогом не обрывают. «В день учителя первые поздравления получаю из Владивостока! Это очень приятно!»- говорит Ирина Викторовна, улыбаясь.

Конечно, речь заходит о Рите и её успехах: «Она не просто одарённый, она талантливый ребёнок. Одарённых много, талантливых единицы. По-моему, их отличает особая любознательность и полёт фантазии, без которого невозможно постичь образный строй музыки». Радует учителя пристрастие Риты к чтению, с гордостью она сообщает мне о «почти всём прочитанном ею Достоевском» и том, что её знакомство с творчеством Акутагавы случилось именно благодаря ученице.

Школьница Маргарита Бадалян уже имеет опыт научной работы, опять же при поддержке Ирины Викторовны. В прошлом году она участвовала в конкурсе исследовательских работ в общеобразовательной школе, а в этом – в научно-практической конференции и конкурсе творческих исследовательских работ в консерватории. Этот труд был посвящён вкладу в развитие саратовской скрипичной школы педагога ЦДМШ Петра Захаровича Серкова, у него, кстати, училась Камилла Чингизовна. Такая вот преемственность поколений! «Мы вместе ходили в архив, учились работать с первоисточниками. Это был интересный опыт!»-делится Ирина Викторовна.

О музыкальной школе, которая стала первой ступенькой к вершинам мастерства, не забывают даже те, кто добился мирового признания. Дирижёр, педагог, профессор, народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Московской филармонии Юрий Иванович Симонов раз в год обязательно приезжает в родную школу, которую окончил в 1956 году.  А в  2017 году он учредил ежегодную премию «Стремись стать рыцарем и защитником классической музыки» для лучшего выпускника школы. В наступающем новом году за это звание намеревается побороться и юная скрипачка Маргарита Бадалян. Именно сейчас, в эти декабрьские дни, началась работа над программой. Пусть у творческого тандема саратовских скрипачек всё получится!

Автор: корреспондент «Первого Республиканского телеканала» (г.Донецк) Ольга Кильченко