Встречи с юными талантами: «Так музыка живет в гармонии с душой»
«Здравствуйте! Добрый день! Рада видеть!» И улыбки, улыбки, улыбки! Вот в такую атмосферу окунулась я, переступив порог Саратовской консерватории в компании Лолиты Иосифовны Ангерт.
Л.И.- Ничего удивительного! Консерватория для меня — это любимая alma mater и место работы. Здесь я провожу гораздо больше времени, чем дома, впрочем, как и все мои коллеги,- рассказывает по дороге в класс профессор кафедры специального фортепиано СГК имени Л.В. Собинова. Там нас уже ждёт мой юный собеседник Юрий Дренин, ученик Детской музыкальной школы для одарённых детей имени Л.И. Шугома, обладатель Губернаторской стипендии 2024-го года, победитель и лауреат многочисленных фортепианных конкурсов и просто, по словам педагога, гениальный музыкант.
— Гениальный?- уточняю.
Л.И -Вообще, я не люблю давать такие авансы, но у Юры действительно очень серьёзные способности. Но и, кроме того, ребёнку всегда приятно услышать в качестве комментария на своё исполнение слова одобрения и восторга, -с улыбкой сообщает Лолита Иосифовна. Юра согласно кивает.
Тёплая, невероятно доброжелательная и доверительная манера общения педагога и ученика сразу обращает на себя внимание. Они подхватывают фразы друга, продолжая и развивая мысль. Эти люди понимают и чувствуют друга, а это ли не счастье?!
— Лолита Иосифовна, Вы сразу видите своего ученика?
Л.И. -Большой опыт работы с детьми позволяет рассмотреть то, что скрыто от других. С Юрой мы работаем вместе всего второй год, но знаю я его давно. Года три назад, будучи председателем жюри одного из городских конкурсов, я услышала запись этюда в Юрином исполнении. И хотя ничего особенного или выдающегося в нём не было, на интуитивном уровне оно меня тронуло, по-хорошему удивило. Помню, что я даже позвонила педагогу, подготовившему мальчика, и поздравила с такой удачей. Вообще, я считаю Татьяну Николаевну Уланову, преподавателя детской школы искусств № 2, настоящим подвижником фортепианного искусства. Её забота о воспитанниках и искреннее желание помочь им состояться в профессии вызывают восхищение. Кстати, именно она привозила Юру ко мне на консультацию, и уже тогда я отметила, что он мгновенно реагирует на все просьбы и исполняет сложные для своего возраста вещи. Я всю жизнь работала одновременно на трёх ступенях музыкального образования, но в какой-то момент поняла, что занятия с маленькими детьми отнимают слишком много сил. Не секрет, что их в первую очередь нужно увлечь музыкой, а потом взрастить и укрепить любовь к профессии. И вот когда я готова была оставить работу в ДМШ для одарённых детей, появился Юра.
-Чем же Вас он настолько заинтересовал?
Л.И.— В свои 14 лет Юрий — уже сложившаяся личность. Помимо абсолютного слуха, невероятной работоспособности, колоссальной памяти (зрительной, слуховой, двигательной), он обладает целым комплексом данных, необходимых исполнителю. Например, без силы воли ему никак не обойтись. В прошлом году накануне концерта, посвящённого дню рождения школы, Юра заболел. Первое для него выступление на большой сцене было под вопросом. Он просто умолял меня разрешить сыграть. В итоге, требующий виртуозности концертный этюд ре-бемоль мажор Ференца Листа, был исполнен замечательно. Возможно, препятствие в виде болезни даже помогло в этом. Думаю, педагоги согласятся, что играть хорошо для себя – это одно, а вынести произведение на сцену – это несколько другое. Нужно суметь настроиться, справиться с волнением, но парадокс в том, что без него тоже никак не обойтись. Исполнение без волнения лишено творчества! Его следует пустить в правильное русло, в желании не только донести слушателю музыку, но и поделиться своей любовью к ней. У Юры эта любовь невероятна и безгранична!
Ю.— Музыка- это то, без чего нельзя обходиться. Она — неотъемлемая часть моей жизни, ведь даже слушать музыку можно так, как будто живёшь в ней. У меня нет любимых стилей, жанров, композиторов. Думаю, каждый из авторов говорит о своём и по-своему. Их волновали и волнуют философские темы. В музыке нет единой правды.
-Ты говоришь об этом как композитор?
Ю.— Да. Когда я пишу музыку, то чувствую, что должно быть именно так. Это мой способ выражать эмоции и мысли.
Л.И .— Глубокий внутренний мир находит своё отражение в музыке. Настоящий композитор не может не писать. Кстати, Юра практически сразу заявил о своём желании быть композитором, и его сочинения я оцениваю очень высоко.
-Юрий, ты из музыкальной семьи?
Ю.— Профессиональных музыкантов в моей семье не было, но классическая музыка всегда звучала дома. Родители поддерживали моё желание играть сначала на скрипке, затем на фортепиано. Моё поступление в ДМШ им. Л. И. Шугома, в каком-то смысле, стало следствием перехода из обычной школы в Лицей прикладных наук имени Д. И. Трубецкова. Живя в Комсомольском посёлке, я уже не имел возможности посещать музыкальную школу рядом с домом, а лицей находится неподалёку от ДМШ для одарённых детей.
— Видимо, всё к лучшему?
Ю.- Определённо! Учиться в лицее мне очень нравится: одноклассники мотивированы, а преподаватели поощряют нашу тягу к знаниям.
-Учёба занимает всё твоё время?
Ю.— Лучший отдых для меня –это сочинение музыки. Ещё увлекаюсь шахматами, много читаю (у папы отличная библиотека). На выходных люблю ездить на дачу, где с удовольствием рыбачу. Стараемся с родителями не пропускать концерты в филармонии и консерватории.
— Что дают тебе эти посещения?
Ю.— Я иду в зал за вдохновением, за новыми знаниями, за энергетикой! На концерте я сам участвую в создании музыки. Запись таких эмоций подарить не может.
-Выход к публике для музыканта всегда событие. Помнишь, как это было впервые?
Ю.— Конечно! В 8 лет я участвовал в городском конкурсе скрипачей, где занял второе место. В этом же возрасте уже в качестве пианиста выступал в конкурсе «Музыкальный калейдоскоп», и тогда мне вручили медаль за лучшее исполнение. Со временем я стал понимать, что выход на сцену- это не просто испытание, с которым нужно справиться. Главное- донести до людей музыку, а для этого нужно всё сыграть правильно.
— Как относишься к конкурсам?
Ю.- Они необходимы музыканту, потому что дают возможность сыграть перед зрителями, получить профессиональную оценку, стать известным.
— А как же победа?
Ю.- Победа – вторична. Моя задача – показать результат своей работы и сделать это максимально хорошо.
Л. И.— Конкурсы для нас – это, прежде всего, опыт. Сложности переезда, готовность выступать на новой площадке, игра на незнакомом инструменте, перед разной публикой- через всё это обязательно нужно пройти. Зато как приятно услышать от членов жюри восторженные отзывы! «Я могу Юру слушать бесконечно!» -так прокомментировал его выступление председатель жюри международного музыкального конкурса имени Валерия Гаврилина, проходившего в Вологде, Александр Александрович Вершинин, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Получается- оценили, значит- Юра на правильном пути!
-Строить прогнозы- дело неблагодарное, но всё же: каким Вы видите будущее Юрия Дренина?
Л.И.— У него есть все данные, чтобы стать востребованным концертирующим пианистом, яркой личностью в мире музыки. Конечно, ни о каких гарантиях успеха речь идти не может. Помимо таланта и отличного здоровья, необходима удача: просто оказаться в нужном месте, в нужное время!
-Над чем сейчас работаете? К каким конкурсным испытаниям готовитесь?
Л.И.- Впереди Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева, который будет длиться с ноября по апрель. Он включает в себя по два заочных и очных тура. Сыграть с оркестром на сцене Московской консерватории получат шанс всего три человека из каждой возрастной группы. Конкурс очень серьёзный с объёмной программой, но мы готовы работать! Ещё одну возможность поиграть в залах Московской консерватории (а это главная святыня музыкантов России) даст участие в международном конкурсе молодых пианистов имени Марка Жиркова. Мы настроены на успех!
-От всей души вашему творческому тандему этого желаю!
И, конечно, под занавес нашей беседы прозвучала музыка! Она не могла не прозвучать! Убеждена, что творец раскрывается через свои творения. Юрий по моей просьбе исполнил собственное сочинение, написанное в прошлом году: первую часть концерта для фортепиано с оркестром. Описывать эту музыку словами даже не берусь…Просто захотелось повторить вслед за профессором: «Я могу Юру слушать бесконечно!»