Встречи с юными талантами: Видеть сердцем, играть душой! 30 октября 2023

Встречи с юными талантами: Видеть сердцем, играть душой!

Вот уже год практически еженедельно я встречаюсь с одарёнными ребятами, их родителями и, конечно, с педагогами, но не перестаю удивляться невероятному разнообразию их судеб, витиеватости путей, которыми они приходят  в прекрасный и сложный мир искусства. Но, пожалуй, встречу с юной незрячей арфисткой Софьей Ичанской смело можно отнести к разряду исключительных. «То, что, кроме Сони,  в нашей стране нет незрячих арфистов, совершенно точно. По моим сведениям и в мировой практике такие случаи не известны»,- говорит её педагог Дарья Сергеевна Мирославова.

Совсем недавно мне посчастливилось взять интервью у двух талантливейших людей, которые смогли реализовать себя в любимом деле, имея инвалидность по зрению. Это заслуженный артист России, солист  Академического Ансамбля песни и пляски войск Национальной гвардии РФ Алексей Волжанин и пианистка-виртуоз, доктор искусствоведения Юлия Монастыршина. Вдохновлённая этим общением я рада была ближе познакомиться с  Софией, которая тоже всей душой предана её величеству Музыке.

Милую, улыбчивую девушку я прошу рассказать о себе, но, сообщив несколько фактов из своей биографии, она тут же начинает говорить о родном Саратове: «Это мой любимый город, очень горжусь его историей и восхищаюсь красотой! Особенно нравится здание консерватории, которое напоминает сказочный замок!» В настоящее время Софья учится в музыкальном училище при Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова на отделении оркестровых струнных инструментов.

«Соня с раннего детства с удовольствием слушала музыку, пела, танцевала. Видимо, музыкальность она унаследовала от папы: у нас дома часто звучит классическая музыка. Проблемы со зрением у дочки начались после перенесённого заболевания, а в 5 лет она совершенно ослепла. Надежды на полное выздоровление врачи на сегодняшний день не дают, а рекомендуют развиваться и жить полной жизнью», — рассказывает мама юной арфистки Светлана Анатольевна. Родители к этим советам прислушались, и Соня, помимо учёбы в специализированных общеобразовательных учреждениях, посещала Дворец культуры, где занималась вокалом, а потом увлеклась игрой на фортепиано. Планируя поступление в музучилище, было принято решение окончить школу для слабовидящих экстерном (программы обучения рассчитаны на более продолжительный срок). Конечно, все трудности, связанные с этим вопросом, легли на плечи Светланы Анатольевны, которой пришлось оставить работу и полностью посвятить себя воспитанию дочерей (у Сони есть младшая сестра Кира).

«Случайности неслучайны», — часто повторяем мы, но как иначе объяснить, что именно в тот момент, когда молодой педагог Дарья Сергеевна искала учениц по классу арфы, у юной пианистки Сони появилось горячее желание научиться играть на этом уникальном инструменте?

«Четыре года назад я пришла работать в музыкальную школу. Первая четверть учебного года миновала, но мне разрешили набрать класс. Был брошен клич по знакомым. Желающие нашлись, и среди них Кира и Соня Ичанские. Брать на себя ответственность обучать незрячую девочку я была совершенно не готова, но захотела встретиться с ней. Приятным открытием стали обнаружившиеся у Сони абсолютный слух и отличное чувство ритма, что и вселило надежду на успех. Руководство школы пошло  нам навстречу, одобрив эксперимент. К слову, Соня- первая незрячая выпускница в истории Центральной детской музыкальной школы!»- делится Дарья Сергеевна.

В любом обучении крайне важен индивидуальный подход, но, если ребёнок не видит, то речь идёт уже о специальной методике, которой в случае с арфой просто нет… Дарья Сергеевна, со свойственным ей научным подходом, в будущем планирует заняться её созданием, а пока параллельно с преподаванием работает над диссертацией. Исследование посвящено французской арфовой музыке XIX-XX веков: многообразию стилей и анализу отдельных произведений.

«Арфа в освоении — самый сложный для незрячего инструмент,- утверждает Дарья Сергеевна.- По клавишам фортепиано, например, попасть гораздо легче, чем по струнам арфы. У нас и один миллиметр имеет значение, а свободное положение рук усугубляет ситуацию. На арфе есть даже синие и красные струны, чтобы легче было ориентироваться, но для незрячего человека они бесполезны. Пришлось разрабатывать систему специальных упражнений. Отдельная проблема – это гипертонус мышц кисти, который физиологичен для тех, кто «читает» кончиками пальцев. Не могу сказать, что мы полностью справились с этой проблемой, но успехи есть». Сейчас у смелого педагога нет сомнений, что Софья станет профессиональным музыкантом, вот только реализоваться она сможет лишь  в качестве сольного или ансамблевого исполнителя- такие ограничения накладывает недуг девочки.

Встретить своего педагога- огромная удача! Софье в этом плане очень повезло. Дарья Сергеевна, несмотря на относительно небольшой опыт в профессии, наделена всеми качествами настоящего учителя-наставника. Помимо внушительного багажа знаний и навыков, которым она овладела в Государственной классической Академии имени Маймонида, Дарья Сергеевна может подобрать «ключик» к ребёнку. «У большинства моих коллег Соня вызывает жалость, — говорит она.- Мне же близок конструктивный подход. Скидок не делаю, пытаюсь понять и помочь. Поначалу сама садилась к инструменту с завязанными глазами и пробовала попадать по струнам, не опираясь на зрение. Получилось не сразу. Сейчас привожу Соню в пример моим другим ученикам, когда у них возникают сложности».

Не могу не спросить у Дарьи Сергеевны, как и почему она выбрала в своё время арфу, инструмент элитный и не самый популярный  среди юных музыкантов? Оказалось, что в ту самую Центральную детскую музыкальную школу, где сейчас преподаёт, она пришла по собственной инициативе. Пытаясь повторять за мамой, пианисткой и композитором, кое-чему научилась дома. Девятилетнюю Дарью приняли на обучение, а солистка филармонии Наталья Мальчевская, которая редко брала учеников, обратила на неё внимание. «Она повела меня на третий этаж, показала арфу и … применила «хитрый план с ложью»: исполнила каденцию из «Щелкунчика» П.И. Чайковского, подытожив выступление словами: «И ты скоро так сможешь!»  но не уточнила, что «скоро» – это через 15 (!) лет.  Я и сама сейчас, презентуя инструмент, исполняю эту композицию, но избегаю говорить о сроках, — с улыбкой рассказывает педагог. – В арфу тяжело не влюбиться, а вот  полюбить — другое дело. Рада, что с Соней проблем не возникло: она не просто старательная и увлечённая, она настоящий трудоголик!»

Занятий только в стенах школы для неё изначально было недостаточно, а потому стал вопрос о домашнем инструменте. В школе нашлась поломанная, восстановлением которой занялась Дарья Сергеевна вместе со скрипичным (в виду отсутствия арфового) мастером. Так в доме Ичанских появилась арфа, на которой играли по очереди обе девочки, но Соня всё же с большим усердием. Со временем родители приобрели в кредит личный инструмент. Понятно, что покупка из разряда очень недешёвых, хотя выбор пал на отечественного производителя.  Отдельный разговор о привычке играть на определённом инструменте: в Москве, куда в прошлом году ездила Соня на выступление, ей предоставили арфу американского производства. Саратовской арфистке было очень сложно перестроиться, но не её в характере отступать. «Терпение и труд- всё перетрут», — гласит народная мудрость, хочется добавить: и любовь к музыке! «Я могу и буду трудиться ещё больше! Когда я впервые услышала звучание арфы, то поняла, что это мой инструмент, моя жизнь! Своё будущее я представляю только рядом с ней!» — говорит Соня. С поступлением в музучилище ей приходится очень много заниматься, гораздо больше, чем её зрячим однокурсникам. К каждому предмету — свой подход, с каждым педагогом — отдельная  договорённость. Все вопросы по учёбе решаются, люди идут навстречу. Учиться Соне интересно, особенно нравятся занятия по сольфеджио. Совсем скоро ей предстоит освоить игру в оркестре.

Соня с удовольствием выступает перед публикой, хотя это и случается не так часто, как хотелось бы. Арф в Саратове, мягко скажем, не много, приходится везти свою. Те, кто представляют её размеры, понимают, как непросто организовать процесс транспортировки. Но все трудности уходят на второй план, если речь заходит о радости нести своё искусство людям!

Соня — частый гость и любимый читатель, по словам сотрудников Областной специальной библиотеки для слепых, которая находится в Детском парке. Кстати, совсем недавно ей предложили прочесть поэтический сборник «Женский портрет в счастливой рамке» незрячей донецкой поэтессы Ларисы Саевич. Книгу рельефно-точечным шрифтом Брайля издал коллектив библиотеки. Лично знакома с Ларисой Витольдовной и точно знаю, что можно «видеть сердцем», нести добро и любовь в этот мир. Надеюсь, что Соню эти стихи вдохновят на новые победы!

Автор: корреспондент «Первого Республиканского телеканала» (г.Донецк) Ольга Кильченко