«Я научилась танцем жить» — встреча с легендой хореографического искусства региона Евгенией Ивановной Филипповой
Её душа всегда стремится к танцу
И мир на кончике носка!
«Я научилась танцем жить…»
Весь город залит тёплым светом октябрьского солнца, и в полдень на улице совсем по-летнему жарко. Ветер, дождь и заморозки – пока только в изменчивых прогнозах синоптиков, а сегодня – просто идеальный осенний день! Букет из скромных, но таких нарядных хризантем в моих руках словно восклицает: «Любуйтесь! Радуйтесь!» И повод для этого у меня есть: во-первых, профессиональный праздник всех тех, «кто может спуститься с вершины своего знания до незнания ученика и, взяв его за руку, снова совершать восхождение» (так красиво и образно о деле своей жизни говорил педагог-гуманист Ш. Амонашвили), а во-вторых, я иду в гости к легендарной (без всякого преувеличения) ЕВГЕНИИ ИВАНОВНЕ ФИЛИППОВОЙ, чьё имя навсегда вписано в историю хореографического искусства Саратовской области. Более трёх десятилетий она блистала на сцене Саратовского театра оперы и балета, а потом, работая в Доме народного творчества, оказалась причастной к созданию многих танцевальных коллективов, завоевавших всероссийскую известность. Их руководители в большинстве своём – её воспитанники.
Третий этаж «сталинки» в самом центре города. Дверь открывает сама хозяйка- хрупкая, милая, улыбчивая и невероятно энергичная для своих 94 лет. Первое, что я вижу, переступив порог квартиры, это плакат со словами «Мир входящему», размещённый под самым потолком. И сразу становится понятно, что гостям здесь рады всегда! Так было при жизни короля разговорного жанра, любимца публики, сатирика, режиссёра, народного артиста РСФСР Льва Григорьевича Горелика, проживавшего здесь вплоть до своего ухода в 2012-м. Так осталось и сейчас! Огромное количество живописных полотен из коллекции знатока и ценителя живописи до сих пор украшают стены квартиры, гостями которой в разное время были и Зиновий Гердт, и Фазиль Искандер, и Булат Окуджава.
Для беседы мы с Евгенией Ивановной располагаемся в просторной кухне. Над столом целая фотогалерея! Чёрно-белые и цветные фотографии, поздравительные открытки, коллажи — всё это фрагменты жизни творческого человека, бесконечно влюблённого в искусство и людей.
-Так у всех артистов, -говорит моя собеседница.- Обязательно на виду фотографии в ролях и с друзьями. Вот, например, здесь я с Олежкой Табаковым. Мы с ним всегда были очень дружны, ещё с детства, когда вместе ходили в театральную студию. А это Лев Григорьевич с супругой и детьми.
-Евгения Ивановна, встречаемся накануне Дня учителя, а потому хочется узнать о Ваших учителях в профессии. Кто был первым?
— Это, конечно, Анна Алексеевна Вертягина, бывшая прима- балерина Мариинского театра, которая волею судьбы оказалась в Саратове. Она открыла хореографическую школу при Театре оперы и балета, где тогда служила. Ей я благодарна, прежде всего, за ленинградскую или, как её ещё называют, «вагановскую» школу. Она умела объяснить и показать движение так, чтобы мы его полюбили.
-Приобщить ребёнка к миру танца, чаще всего, руководствуясь идеей всестороннего развития, хотят родители. Как было в вашем случае?
-Я, наверное, была рождена для сцены. Моё раннее детство прошло в Сибири. Природа, которая там просто сказочная, пробуждала во мне творческие силы. Фантазия уносила в другой мир! Достаточно было взглянуть на небо и … облака превращались в замки и сады невиданной красоты. Мы жили в самой настоящей тайге на станции Ояш в 80-ти километрах от Новосибирска. Из доступных мне тогда развлечений- только радио. Репродуктор был источником и новостей, и музыки. И вот однажды, а мне тогда было 9 лет, я услышала, что при Новосибирском театре оперы и балета открывается хореографическая школа для детей от 9 до 10 лет. Недолго думая, я собрала приготовленную для домашних животных еду, и отправилась на ж/д станцию. Встреченному там матросу рассказала трогательную историю о том, как отстала от матери. Он помог добраться до Новосибирска. И вот я уже в театре. Всем сообщила, что родители задержались в городе и скоро будут. Мне поверили. И приступили к прослушиванию. «Девочка, а что ты можешь станцевать?»-был задан вопрос. «Во-первых, я не девочка, а Женечка!- парировала я. – А во-вторых, станцую кабардинку. Вы сумеете её сыграть?» Члены приёмной комиссии не смогли сдержать улыбку. Буквально в эту минуту распахнулись двери, и вместе с милиционером вся в слезах влетела мама. Она знала, где меня искать.
— Так, когда же удалось приблизиться к мечте и начать серьёзно заниматься танцами?
— Это случилось уже в Саратове, когда я пошла в школу и пришла учиться к Анне Алексеевне. Потом была учёба в Московском хореографическом училище в классе у Марины Тимофеевны Семёновой — народной артистки СССР. (Прим. К слову, эта великая балерина и педагог завершила работу педагогом-репетитором Большого театра только после своего 95-летнего юбилея).
Вернувшись в Саратов, я поступила в театр. Три десятилетия служения пролетели как один миг. Я была любимицей саратовской публики. Среди зрителей были такие, кто не пропускал ни одного моего спектакля.
— Евгения Ивановна, а какие из театральных работ оставили особый след в душе и спустя годы вспоминаются чаще?
— Много сыграно и прожито! Самые яркие это, пожалуй, страстная и изящная фарандола из «Кармен» и искромётная чечётка в «Красном маке». Балет- моё призвание, моя жизнь! Но оперу я тоже очень люблю, знаю наизусть почти все мужские партии. Почему именно мужские, сказать не могу. Возможно, в прошлой жизни я была мужчиной! (смеётся) Чудесное было время! Меня очень любил хор и оркестр. Я старалась всегда быть приветливой и доброжелательной.
Под обаяние Евгении Ивановны я тоже попадаю мгновенно! Её рассказы о любимом театре и коллегах увлекают и погружают в другую эпоху, знакомую мне по фильмам и книгам. Предложение показать альбом я радостно принимаю.
— На этом фото мне пять месяцев. Это мои родители. Папочка- настоящий красавец! Я в него! Мамочка. Она могла бы стать чудесной комедийной актрисой. Лев Григорьевич. Моя первая любовь Славочка Смирнов. Постановки, встречи, дорогие сердцу люди. А это дядя Саша, он меня очень любил. Я позировала ему для статуэтки балерины.
(Прим. «Дядя Саша» – это тот самый Александр Кибальников, среди работ которого памятники Николаю Чернышевскому в Саратове и Сергею Есенину в Рязани, Владимиру Маяковскому и Павлу Третьякову в Москве, композиции «Жажда» и «Защитник Брестской крепости» в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой», скульптурная композиция «К солнцу!» у одного из зданий ООН в Женеве. Главный саратовский скульптор советской эпохи был поклонником таланта «маленькой Женечки»).
-Век балетного артиста недолог. Как у Вас сложилось расставание со сценой?
— Грустить и скучать было некогда. Мне сразу же предложили прийти в Дом народного творчества и взять под крыло хореографические коллективы области. Нужно было растить педагогов-хореографов! Как результат- победы на международных и всероссийских фестивалях самодеятельного творчества. Кстати, Устинова (прим. Татьяна Алексеевна Устинова известнейшая актриса, танцовщица, балетмейстер, хореограф, педагог, теоретик народно-сценического танца, народная артистка СССР), называла Саратовскую область самой танцующей в стране. (прим. Её авторитетному мнению можно доверять, ведь Татьяна Устинова с 1938-го и по 1999-й год была главным балетмейстером и руководителем танцевальной группы Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого). Рада, что мне посчастливилось поделиться своим опытом с молодыми коллегам. Со многими из них до сих пор общаюсь. Ценю их внимание и искренне радуюсь успехам.
-Какое из достижений на педагогическом поприще считаете наиболее значимым?
— Главное — это те коллективы, которые продолжают жить и радовать публику.
-Евгения Ивановна, позвольте восхититься Вашей физической формой оптимистическим взглядом на жизнь! Раскроете секрет?
— На входе в квартиру видели балетный «станок»? Так вот я ежедневно к нему встаю и делаю тренаж. И даже готова продемонстрировать несколько па! Я вообще никогда не унываю! Смысл жизни в самой жизни и в искусстве. Я люблю живопись и, каждый раз бывая в Москве, обязательно посещаю Третьяковку. Могу часами сидеть и вглядываться в картину, изучая детали, проникаясь атмосферой изображённой эпохи. Я словно впитывают всё это! Интересуюсь историей, особенно петровской эпохой как наиболее судьбоносным временем для нашей страны. Часто посещаю филармонию- любовь к симфонической музыке пронесла через всю жизнь. Стараюсь не пропускать премьер в театре оперы и балета. Постоянно смотрю телеканал «Россия-Культура».
— За ситуацией в стране и мире следите?
— Конечно! Душой болею за наших ребят и точно знаю, что Победа будет за нами!
Очень не хотелось расставаться с чудесной Евгенией Ивановной, такой светлой и непосредственной. О ней книги писать нужно! Материала с избытком.
Яркий, медово-тёплый, но, как и все дни октября, скоротечный, этот остался в прошлом. Он подарил мне и, надеюсь вам, дорогие читатели, бесценное время в компании с прекрасной балериной (а ведь бывших балерин, как известно, не бывает), учителем саратовских хореографов, красивой женщиной, посвятившей жизнь искусству, заслуженным работником культуры России и просто великолепным собеседником Евгенией Ивановной Филипповой.